На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вадим Скоробогатов
    посаДские платки..От слова ПОСАД5 самых известных...
  • Елена Смирнова
    да понятно, что его просто убрали!Смерть Михаила Ев...
  • Анатолий Федоров
    По-хорошему нужно было Николаю Второму остаться, как надзиратель над новыми правительствами. не отдавать всё на повод...Керенский: послед...

Джинсы, прокладки и колбаса: за чем охотились советские женщины

3043090

Советская загадка: длинная, зеленая и пахнет колбасой? Конечно же, это электричка из Москвы. В нашей краткой энциклопедии дефицита вспоминаем, что такое настоящий торгово-рыночный экстрим, и предаемся безудержному советскому шопингу. Это вам не пармезаны.


1. Колготки

Капроновые колготы – вот он, настоящий фетиш советских женщин. Они ворвались в уютный мир товарного дефицита в начале пятидесятых и до самого развала СССР оставались одним из главных предметов женского вожделения. Несмотря на усилия отечественной промышленности, помощь из ГДР и Чехословакии и даже совсем уж нелегальный импорт, на протяжении всего этого времени спрос опережал предложение по всем статьям. 

До самого прихода рыночных отношений казалось, что слабый пол готов «переварить» любое количество такого дефицита. Дошло до того, что колготки дарили на праздники, ими давали взятки и награждали в конкурсах. Счастливые обладательницы старались создать запас, носить максимально осторожно, а если уж не повезло и колготки пустили стрелку – экстренно починить прямо на месте лаком или клеем, чтобы затем дома уже «красиво» заштопать. 


2. Сырокопченая колбаса

Проблем с мясом в СССР, по большому счету, не было. Его практически всегда можно было купить на рынке. Да, это было недешево, но небольшие приусадебные хозяйства и вороватые повара с поставками справлялись. 

А вот сырокопченая колбаса выпускалась исключительно мясокомбинатами и ее вечно не хватало. «Московская» вообще считалась деликатесом, и ее берегли для праздничного стола. 

К тому же, регионы снабжались неравномерно. Скажем, в Кировской области сложно было купить даже вареную докторскую, а вот в столице магазины радовали дефицитом. Оставалось только добраться туда и отстоять очередь.


3. Джинсы

Мода на джинсы началась в пятидесятых. Считается, что «заразили» ей советских граждан иностранцы, которые приехали на международный фестиваль молодежи в 1957 году. Впрочем, моряки и дипломаты привозили их еще раньше. 

Джинсам пробиваться через железный занавес было трудно. Дело было даже не в отсутствии собственного производства. Первоначально их вообще пытались запретить как «идеологически чуждую» одежду. За ношение можно было вылететь из комсомола, ВУЗа, с работы. 

Неудивительно, что такой «черный пиар» сыграл только на руку модной одежке – джинсы моментально превратились в символ свободы и западного образа жизни. 

Цены при этом были соответствующие: за пару просили сто рублей и больше – половину зарплаты обычного инженера. В конце концов власти поняли, что запретами ситуацию не исправить, и в продаже появились джинсы - из Индии и Болгарии. 


4. Краска для волос

Современная женщина считает оскорблением зависеть от природы в вопросе выбора цвета волос, поэтому сейчас в магазинах огромный ассортимент красок, включая самые экстремальные оттенки. 

А в СССР красавица могла купить исключительно хну и басму, которые продавали в некрасивых бумажных пакетах, и все возможности для творчества – это просто смешать их в произвольных пропорциях и с непредсказуемым результатом. 

Только в шестидесятых стали централизованно завозить чехословацкую и гедеэровскую краску, а еще позже советский химпром освоил производство сам, но встретить всю эту продукцию на полках в магазине было практически невозможно. В свободном доступе краска была только в парикмахерских – правда, за две-три цены и сразу вместе с услугами.


5. Прокладки

Тема гигиенических средств для женщин, а вернее их почти полного отсутствия, почему-то вызывает сейчас дикие споры, которые очень часто заканчиваются фразами «променяли великую страну на тампоны» и «да ладно, марля, вата и клеенка – вот и прокладка». Так-то оно так, но вряд ли все эти гигиенические пояса и прочие ухищрения можно назвать нормальной заменой. 

Например, для бритья мужчины могут использовать и пемзу, но что-то желающих перейти на нее нет. Или вот еще одно посконное русское средство – топор. Кто-то готов его осваивать? 

Надо учитывать еще и то, что многие советские женщины даже не знали о существовании прокладок. В продаже те если и появлялись, то только в крупных городах.


6. Финская сантехника

Качество санузлов, которые производились в СССР, было достаточно высоким, но вот дизайн… Он просто не менялся с момента запуска заводов. 

Так что когда в начале семидесятых появились финские модели, они просто «взорвали мозг» советской женщине. Дошло до того, что на недавно установленный унитаз приходили посмотреть, как в музей, а за праздничным столом обязательно рассказывали историю появления этого чуда.

Собственно, практически весь импорт в стране сразу попадал в разряд дефицита, но некоторые товары становились буквально легендарными. И уже после того, как Союз развалился, женщины все так же предпочитали покупать итальянскую обувь, французские духи, американские джинсы и, конечно же, финскую сантехнику.


7. Стиральная машина

По-настоящему производство бытовой техники запустили в начале пятидесятых. Некоторые линии были полностью закуплены в Европе, военные заводы были перепрофилированы, появились новые и достаточно актуальные для того времени модели. Но счастье длилось недолго. Даже высокая стоимость техники не смогла победить взрывной рост спроса. 

Первая стиралка продавалась за 600 рублей, потом цену немного снизили, но на черном рынке их сбывали все равно за три и даже четыре прейскуранта. Если телевизоры и холодильники еще можно было купить, то стиральные машины советские женщины доставали с боем. И это были не современные автоматы, а довольно убогие в плане технологии машины. Поэтому вплоть до девяностых большинство русских женщин стирали руками.


8. Растворимый кофе

Запах семидесятых – это аромат кофе, который утром медленно растекается по всем учреждениям СССР. Ирония судьбы в том, что модная современная девушка обязательно пьет только натуральный эспрессо и внимательно следит за пропорцией арабики и робусты, а вот ее мама предпочитала исключительно растворимый. 

Производить его в СССР начали в 1972 году и дефицитным он стал практически сразу. Днепропетровский или львовский кофе все же можно было купить в крупных городах – и преподнести в качестве подарка по случаю, а вот привезенную из братской Индии баночку не зазорно было презентовать и на юбилей. 

Импортировали в СССР и мировые бренды, но в микроскопических объемах, и, в основном, продавался такой кофе в валютных магазинах. Хотя некоторые рассказывают, что им удалось-таки купить несколько банок «Якобса» в Москве перед Олимпиадой.


9. Грампластинки

Духовная пища в СССР доставалась не всем желающим. Голодать никто не голодал, но ситуация была напряженной, и сложней всего обстояло дело с грампластинками. 

Журналы и газеты выписывали почти без ограничений, главное было не откладывать на последний момент. Дефицитные книги давали за макулатуру. А вот винил с популярным исполнителем приходилось брать с рук. 

Даже альбомы официально признанной Пугачевой продавалась из-под полы, а что уж говорить о какой-то иностранной экзотике. Стоимость их при этом доходила до двадцать пяти рублей за штуку. Вот только девушки сами не рисковали идти «на точку» за покупками - за участие в такой спекуляции вполне можно было сесть в тюрьму.


10. Целлофановый пакет

Самый неожиданный дефицит времен СССР – это нехватка пластиковых кульков. Казалось, страна с развитой химической промышленностью могла бы запустить подобное производство без особых усилий, но вместо этого граждане их бережно хранили, стирали и сушили вместе с бельем. 

Сейчас сложно это представить, но пакеты даже зашивали на швейной машинке и уж конечно заклеивали изолентой, пластырем и скотчем. А некоторые модницы носили их вместо сумочек, что весьма веселило иностранцев. Особенный шик – кулек с каким-нибудь громким западным брендом или фотопортретом знаменитости.

Понятное дело, проблема утилизации пластика перед советским обществом не стояла. Дефицит удалось победить только в конце восьмидесятых, когда некоторые дельцы наладили полуподпольный выпуск «стильного тренда». 

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх