Боевое искусство от раздолбаев — и для раздолбаев. Что я узнал за 11 лет занятий капоэйрой

Проверено: если в компании не очень хорошо знакомых (часто — еще и не очень трезвых) людей завести разговор о том, что капоэйра — это боевое искусство, то как минимум один человек немедленно превратится в юмориста. За 11 лет, что я занимаюсь этим странным бразильским искусством, я услышал столько ошеломительных шуток (на самом примерно три, но каждую — сотни раз), что успел пройти все стадии неизбежного — от отрицания до принятия.

Давайте, расскажите мне про то, что капоэйра берет начало в сельских дискотеках, где в танце зарождается драка.

Про то, как капоэйрист в драке первым делом надевает наушники. И так далее, я подожду. 

Реальность, разумеется, сложнее и интереснее. 

Важно понимать! По причинам, упомянутым в статье, мнение автора о капоэйре может отличаться от мнения всех остальных капоэйристов. Автор статьи занимается капоэйрой с 2007 года, из них полтора года — в качестве тренера; в настоящий момент носит желто-синий пояс в российском филиале школы Afro-Ritmo Capoeira (подразделение школы Cordao de Ouro).

Капоэйра — не самое прикладное боевое искусство. Но при желании соперника можно отправить в кому

С помощью ударов из капоэйры можно научиться отбиваться от хулиганов, но учить этому будут не везде и не сразу, так что если стоит именно такая задача — то лучше сразу в крав мага, ММА, бокс и так далее. Капоэйра — она гораздо больше, чем просто про подраться. Отправить соперника в нокаут никто не запрещает (об этом еще поговорим), но для капоэйристов это было бы слишком просто: здесь больше ценится моральное превосходство. Запутать соперника неожиданными движениями, навязать ему свой темп, лишить пространства для маневра и в конце бахнуть его об пол одним точно рассчитанным ударом или подсечкой — гораздо интереснее.

304

Марк Дакаскос (справа) — человек, который многое сделал для популяризации капоэйры (хотя его капоэйра — не очень!)

Про удары в капоэйре разговор вообще особый. При ближайшем рассмотрении тут обнаружатся все популярные удары из контактных единоборств: лоу/мидл/хайкики, «с вертушки в щи», прямые удары руками и ногами, хуки и масса собственных ноу-хау. Например удар с труднопроизносимым названием «меиа-луа джи компассу»: что он делает с людьми. Нечто подобное, безусловно, можно встретить и в других единоборствах, но в капоэйре это один из самых популярных ударов вообще.

Про удары в капоэйре у меня есть прохладная история. У моего первого тренера по капоэйре прозвище «Шрам», и это отнюдь не в честь «Короля Льва»: зловещего вида рубец украшает его голову с тех пор, как он неудачно пропустил удар в голову, попал в больницу, пережил серьезную операцию и несколько дней провел в коме. 

Другой характерный пример — броски. Тут их неожиданно много, включая так называемый scissor takedown, запрещенный, например, в бразильском джиу-джитсу. А в капоэйре правил нет: есть довольно запутанный неформальный этикет, но важно понимать, что мы говорим о единоборстве родом из бразильских трущоб и бескрайних плантаций, где за высокими побегами тростника друзья не успеют разглядеть, кто всадил в тебя нож. Поэтому танцы танцами, а на улице, особенно в Бразилии, особенно в компании незнакомых людей, стоит готовиться к предельно мрачным раскладам. Зарежут — скорее нет (зарезать там могут и без капоэйры), но ввиду отсутствия строгих правил бесконтактное единоборство может стать контактным в любой момент.

История из разряда «знакомые знакомых рассказали» (то есть можно не верить, но звучит вполне правдоподобно). Однажды во время уличного сборища капоэйристов у одного из играющих резко испортилось настроение, в результате чего он достал пистолет, всадил оппоненту по пуле в каждую ногу и скрылся с места происшествия. Как говорилось в старом мемном ролике — “поиграли, потанцевали”.

Кстати о ножах. У капоэйры особенные, трогательные отношения с холодным оружием. На YouTube еще можно найти старые видео, на которых у капоэйристов в руках клинки. Причудливые движения руками, которые иногда можно увидеть в кругу (далее — «рода») обретают новый смысл если представить, что в одной из этих рук зажато несколько дюймов остро заточенной стали. Холодное оружие отзывается в музыке («клинок в кармане, в сердце — вера», как поется в одной песне), а в ряде школ все еще практикуют игровую форму

Капоэйра — это боевое искусство от раздолбаев для раздолбаев

Как-то в 2012-м году я отдал свою квартиру под проживание полдюжины мастеров и инструкторов из Бразилии. Сам на время съехал к родителям. Утром еду на тренировку, вижу на фейсбуке фотографию — трое латиноамериканцев зловещего вида стоят в боксерских перчатках на фоне моего дивана. Подпись: “Ночная тренировка по боксу и джиу-джитсу под руководством местре. Жаль, что в комнате мало места и нельзя бегать. P.S. Сожалею, что пришлось вызвать полицию”. Как оказалось, в три часа ночи спортсмены, действительно, решили устроить шурум-бурум. Соседи, ожидаемо, вызвали полицию (трудно их осуждать). Полицейские, действительно, приехали, увидели полную квартиру потных людей в боксерских перчатках — и решили не нагнетать обстановку, и уехали.

Нарушители спокойствия в Коптево

Но часто в капоэйре и правда «танцуют». Вернее сказать — дурачатся: капоэйристы часто описывают свое занятие глаголом «vadiar», что в числе прочего переводится как «лениться, бездельничать». Прописывать с ноги и ронять оппонента на пол тут принято с улыбкой. Отчасти дело в традиционном позитивном отношении бразильцев к жизни, но не только в этом: помимо «vadiar», в капоэйре есть еще одно ключевое понятие — «malicia», то есть хитрость. Капоэйра зародилась в бразильских социальных низах, среди бандитов, так что коварство тут — весьма одобряемая черта характера.

Вот эта специфическая философия обуславливает довольно специфическое состояние сознания, в которое погружается разум в процессе игры в капоэйру. Здесь нужно уметь одновременно быть расслабленным, но все время оставаться начеку. Провоцировать оппонента внешне бессмысленными и нелогичными движениями, чтобы тот запутался, потерял контроль, а потом — бац! В сущности, в капоэйре не дерутся и не танцуют, а играют — и зачастую это игра в кошки-мышки.

Еще один неожиданный перк от бандитского прошлого — у всех капоэйристов есть клички, причем бывают они по-бразильски эксцентричными: один из столпов истории капоэйры — местре Бимба («писюн»). Есть и типичные «погремухи» типа Иван Большой, Андрюшка, Аккордеон или, скажем, Боров.

Смех-смехом, а вот такой дудл вышел к 118-летию местре Бимбы


Хаотичная история зарождения капоэйры вообще объясняет многое. Здесь нет «главных» школ и мастеров, а формат встреч определяется настроем и личными целями их непосредственных участников. Можно подраться, можно просто подвигаться и попрыгать, можно всего понемногу. Для любителей всего этнического и разной мистики есть стиль «ангола»: внешне медленная, но внутренне стратежная и коварная игра, где надо угадывать действия противника на несколько ходов вперед, как в шахматах. Ее полная противоположность — стиль «режионал»: здесь почти не бывает акробатики (вообще, сложная акробатика в капоэйре — сравнительно новая штука), зато есть бешеная скорость и тотальная бомбардировка ударами, пропустить любой из которых — гарантированный способ заработать отпуск в больнице

Самое же популярное направление называется «контемпоранеа» («современная») и объединяет в себе вообще все. Тут каждый идет кто во что горазд и поэтому капоэйра такая разная, в зависимости от школы и даже от конкретной локации. В одной либеральной европейской стране знакомый предложил мне перед тренировкой косяк. Я отказался, но в теории мог бы и согласиться: тренировка была такая, что я даже не особо вспотел. А в другой школе того же города собирались дьявольски резкие ребята.

Правда, если есть стойкое желание устроить себе кросс-фит с файтингом и акробатикой, то не обязательно ехать в Бразилию: в России тоже есть весьма убийственные филиалы мировых школ. И это очень любопытный феномен: народная бразильская игра, рожденная из африканских ритуальных обрядов, находит отклик в сердцах людей от Лос Анджелеса до Новосибирска, от Мурманска до Гонконга. Возможно, дело в том, что капоэйра родилась из культурного винегрета чернокожих креолов, а может, секрет еще и в том, что народные песни и ритмы в разных странах часто оказываются похожими друг на друга, и поэтому на музыку капоэйры отлично ложатся, например, русские народные песни и частушки. 

Капоэйра неразрывно связана с музыкой

Но как говорил один старый мастер, «капоэйра — для всех, но не все — для капоэйры».

Нельзя просто так взять и заняться капоэйрой: в комплекте с движениями и потогонными тренировками в нагрузку идет как минимум игра на нескольких музыкальных инструментах, как максимум — еще несколько народных афро-бразильских танцев и португальский язык. Музыка и песни в капоэйре совершенно необходимы, они задают настроение всему происходящему, ведущие роды (обычно это мастера или старшие ученики) буквально дирижируют происходящим. С непривычки это может показаться странным, но на деле это дико круто — как если бы каждую драку обязательно сопровождал саундтрек, как в боевиках. Ведь в любой драке тоже есть ритм, это обусловлено логикой человеческой анатомии и биомеханики: чтобы мощно бить, нужно мощно замахиваться, часто всем телом, а делать это лучше всего получается именно в ритме. Свой ритм есть в любом боевом искусстве, но только в капоэйре он в обязательном порядке обрамляется музыкой, и эту особенность со временем начинаешь безумно ценить.

Есть и другой момент. Песни в капоэйре живут своей жизнью и выступают носителем информации. В некоторых из них рассказываются фольклорные истории, в других славят легендарных мастеров, духов ориша (из пантеона афробразильской религии кандомбле) и католических святых, третьи могут служить в качестве метафоры на происходящее в кругу, а кроме того ведущим роды не возбраняется переходить на фристайл и комментировать происходящее в форме песни. По этой причине тоже очень желательно знать португальский, это делает занятия капоэйрой во много раз интереснее. Про инструменты лишний раз повторяться не буду: во многих школах бессмысленно рассчитывать получить следующий пояс без умения проявить себя в оркестре.

Таким образом выходит, что капоэйра так или иначе заставляет развиваться сразу в нескольких направлениях. Возможно, по этой причине процесс обучения в капоэйре довольно долгий — чтобы освоить джентльменский набор ученических навыков, можно потратить десять лет и больше; путь до мастерского пояса редко занимает меньше двух десятков лет. Выдержки и запала хватает, прямо скажем, не всем

Капоэйру практикует Конор Макгрегор — и не только он!

Если задаться целью найти у капоэйры общий знаменатель, то, пожалуй, это философия движения. Перед одним из важнейших боев в своей карьере знаменитый ирландец Конор Макгрегор стал заниматься у необычного тренера по имени Идо Портал. Портал — бывший капоэйрист и основатель собственного спортивного направления, похожего на сложную смесь трикинга, йоги и паркура. Если совсем коротко, то суть его философии — двигаться всегда и везде, двигаться, пока можешь, двигаться сейчас и сегодня, потому что настанет один прекрасный день, когда двигаться ты не сможешь. И это очень глубокая мысль: человек буквально создан для движения и пренебрегая им, мы обрекаем себя на довольно хреновое самочувствие и целый ряд болезней. Капоэйра в этом смысле отлично помогает, потому что задействует все тело в самых причудливых движениях, что полезно не только для мышц, но и для нервной системы. Новые способы двигаться — новые нейронные связи и мощный бафф для вестибулярного аппарата: как поется в еще одной популярной песне, «капоэйра качается, но не падает». Кстати, сам Макгрегрор капоэйру тоже 

Капоэйра — это про то, как быть сверхчеловеком

На улице июль, на улице зима — улица называется Копакабана. Зимой в южном полушарии вроде бы не холодно — 15 градусов тепла — но в воздухе висит не то дождь, не то туман, который оседает на теле противной тонкой пленкой воды. Под ногами тоже вода — идем вдоль берега по колено в Атлантическом океане. Нас примерно полсотни человек со всего света, приехали на большой семинар по капоэйре к уважаемым людям. Пока идем, несколько раз накатывают двухметровые волны — вжух! — теряешь чувство реальности на пару секунд, приходишь в себя уже на берегу, плетешься обратно.

Это у нас тренировка такая. Ну, первая ее часть. Ведущий тренировки — местре Тони Варгас, на тот момент ему уже хорошо за 50, но тренируется он вместе со всеми. Потом мы еще выйдем на берег, будем синхронно делать удары ногами: штаны (я забыл сказать, что в океан мы ходили в штанах?) из-за воды потяжелели минимум на полкило, и после каждого удара во все стороны разлетается песок и ласково хлещет по лицам товарищей слева и справа. Завершается увеселение парой сотен скручиваний на пресс.

С точки зрения прикладных единоборств, в капоэйре очень много «лишнего»: все эти прыжочки, ужимки, передвижения кверху задницей, переходы через мостик и прочие корчи. Зачем капоэйристы вообще это делают? Ну, главным образом потому, что могут. Двигаться разнообразно, двигаться непредсказуемо, во всех мыслимых плоскостях, молниеносно менять скорость, дистанцию и вектор движения — вот к чему стремится каждый капоэйрист. И если вы уже занимаетесь какими-то единоборствами, капоэйра может стать великолепным подспорьем: ударники оценят широкий арсенал ударов ногами, а также умение работать как в левостронней, так и в правосторонней стойке. Борцам понравится разнообразие движений из положения на корточках. Ну и всем без исключения пойдет на пользу обильная и сложносочиненная нагрузка на все группы мышц, с которой в принципе можно забыть про железки из спортзала (хотя кросс-фит и тяжелая атлетика входят в число популярных увлечений капоэйристов).

Как все это может работать в контактных единоборствах — можно увидеть, например, по движениям Андерсона Силвы: возможно, это мои личные галлюцинации, но во многих его движениях видится наследие капоэйры (которой он, кстати, тоже занимался) — хаотичные движения руками, чтобы запутать соперника, уходы от ударов через уклонения и так далее. И хотя в чистом виде капоэйра в ММА практически не практикуется, впечатляющие исключения все-таки есть и здесь.

Ну и, наконец, капоэйра позволяет сохранять подвижность в возрасте, когда ваши ровесники уже начнут врастать в кресла и диваны: посмотрите, например, как двигается мой мастер — на видео по ссылке ему 46 лет.

Капоэйра — это больше, чем боевое искусство, больше чем танец и уж точно больше, чем этническая экзотика на продажу скучающим иностранцам. Это целый пласт бразильской жизни, удивительная дорога, которая приводит каждого в свой пункт назначения. Я занимаюсь ею уже 12 лет и многие из тех, кто начинал вместе со мной, со временем переключились на бразильское джиу-джитсу, ММА, студенческий бразильский танец форро или профессиональные занятия перкуссией. Есть те, кто занимается до сих пор, есть такие, кто встретил благодаря капоэйре мужей/жен (например, я), но кого среди моих знакомых точно нет — так это людей, в жизни которых капоэйра не оставила бы значимого следа. И кстати, порог вхождения здесь — нулевой: можно начать заниматься и в 30 и в 50 лет, причем для этого не обязательно иметь даже полный набор конечностей (в Бразилии я видел нескольких поразительно ловких одноруких капоэйристов, но это уже отдельная история). Так что если вы вдруг находитесь в поисках способа попробовать в жизни что-то по-настоящему новое — го играть, местре Писюн создал.

 

 

Источник ➝

Как делается паста: радостные летние фото начала XX века

У итальянской пасты неожиданно интересная история. Это не просто сушеное тесто, это продукт смешения двух культур, который мог случиться только в Сицилии. Дело в том, что прото-паста существовала и в римской традиции (там она называлась lagna), и в арабской (там догадались использовать сушеные полоски теста в качестве провианта в военных походах).

Сицилия была как раз уникальным местом столкновения культур: до 1052 года остров контролировали арабы, а после — захватили нормандцы, которые затащили Сицилию в лоно итальянской культуры.

Две мучные традиции быстро смешались, и скоро здесь появились уже настоящие мануфактуры по производству пасты, которой сицилийцы торговали по всему Средиземноморью.

На этих фото показан процесс приготовления пасты времен начала XX века, причем процесс этот почти не изменился со времен Средневековья:

Забавно, что паста, которая кажется нам совершенно обыденной, еще в 50-е годы была экзотикой за пределами Италии и США (спасибо итальянской диаспоре). Известен показательный случай: в 1957 году на 1 апреля британская компания BBC показала репортаж, в котором было показано, как спагетти выращивают на деревьях в Швейцарии. Несмотря на очевидную для нас бредовость, многие купились и телефоны телекомпании разрывались от звонков агрономов, которые пытались выяснить, где взять семена спагетти и как их выращивать в условиях английского климата.

Источник фотографий — vintag.es.

Картина дня

))}
Loading...
наверх