На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алиса Майская
    Все это фантазии дизайнеров. Живу в Европе, вижу, как "млеют от счастья" в Дании, Швеции, Франции, Голландии, Германи...Что-то не так: сч...
  • Александр Сысоев
    Если хюгге - смысл жизни, ради которого живешь на белом свете, то это уютное безумие ведет к разрушению личности. Во ...Что-то не так: сч...
  • svet alex
    Шарлатан! Никогда ему не верила и не слушала. Однажды решила проверить его воздействие на меня и прослушала целый его...Кашпировский: поч...

Ни слова про «это»: как в России отвергают идею полового просвещения

Как в мире устроена программа сексуального обучения, которую в России заменяют религией и традиционными ценностями.

3043090

Ученики московской школы, 2013 год.

В 2014 году в России утвердили Конвенцию, в которой говорится о создании в школах уроков полового воспитания. По данным ООН эта программа помогает в борьбе с нежелательной беременностью и ВИЧ-инфекцией, но вопреки этой информации Министр образования РФ заявила, что подобные уроки вводить в школах не будут, зато могут увеличить количество часов преподавания основ религиозных культур и светской этики.

Зачем нужно половое воспитание

В 2015 году на шведском телевидении показали короткий образовательный ролик, предназначенный для детей от трёх до шести лет. В нём мультипликационные версии мужских и женских половых органов по имени Вилли и Твинкл объясняли детям своё предназначение, попутно улыбаясь и прыгая по экрану.

Ролик стремительно набрал популярность благодаря сюжету в программе американского комика Конана О'Брайена, получил английскую озвучку и в очередной раз поднял вопрос — как далеко следует заходить государству в вопросе полового воспитания граждан.

Хотя на первый взгляд кажется, что Швеция перегнула палку, следует отметить, что в этой стране половое воспитание ввели ещё в 1930 году социологи Гуннар и Альва Мюрдаль. На создание такой программы обучения их натолкнул вопрос малообеспеченных и многодетных семей, в которых родители не могли перестать рожать новых детей из-за незнания о способах контрацепции.

Годы спустя власти Швеции поняли, что половое воспитание требуется всем слоям населения, и к 1956 году официально ввели обязательные уроки. К 70-м годам уроки полового воспитания появились во Франции и Германии, затем распространились далее и стали нормой для западных стран.

Безапелляционных правил в концепции полового обучения нет, и в каждой стране его вводят исходя из суждений властей. Однако основное звено обучения подходит не только детям и подросткам, но и взрослым людям. Его основные задачи — объяснить, как устроено мужское и женское тело, рассказать о важности контрацепции и опасности венерических заболеваний.

По мнению специалистов Фонда народонаселения США, половое обучение способствует как снижению уровня нежелательных зачатий, так и падению уровня страдающих от венерических заболеваний. Также оно помогает подросткам определиться с сексуальной ориентацией, а взрослым людям — понять, как следует создавать семью.

В 1998 году ООН признала правом человека доступ к достоверной медицинской информации, к которой относится и информация о контрацепции, и с тех пор занимается распространением полового воспитания в Азии и Африке, где остро стоят вопросы венерических заболеваний и ранних беременностей.

Как устроено половое воспитание в США

Программу сексуального воспитания в школах США ввели в 1960-х годах — во время бурной урбанизации и ослабления роли религии. Церковь не одобряла действия властей, но не смогла найти нужные рычаги, чтобы убедить людей протестовать против новой программы.

Однако к 1980 году, когда по стране начал распространяться СПИД, протесты начались. Общество стало задаваться вопросом: как по стране может проходить серьёзное венерическое заболевание, если в школе существуют уроки полового воспитания, которые должны противодействовать таким эпидемиям.

Возмущение нарастало, и в 1986 году, когда Центр по контролю за распространением инфекционных заболеваний выделил из федеральных средств 10 миллионов долларов на развитие в школах программы сексуального воспитания, общество раскололось.

Одна часть людей хотела, чтобы власти перестали насаждать половое обучение и тратить на него миллионы, когда в стране десятки умирают от СПИДа. Другие уходили в радикализм, начиная воспринимать властей и отдельных чиновников как тайных врагов, которые хотят подорвать стабильность страны, развращая детей и подростков.

Акция в поддержку людей со СПИДом, Сан-Франциско, 1986 год.

Подобный процесс в долгоиграющей перспективе мог привести к тому, что половое обучение в США исчезло бы из школьной программы. Однако благодаря стабилизации уровня заболевающих СПИДом к концу 20-го века, критика сексуальных программ временно завершилась. К 2004 году больше 90% родителей в США считали половое обучение важной частью школьного образования.

По данным 2016 года школы в 37 штатах финансируются из федерального бюджета. Из них в 22 штатах эти уроки обязательны, но только в 13 от преподавателей требуют подавать информацию с исключительно медицинской точки зрения.

Официальной статистики, которая могла бы с уверенностью продемонстрировать влияние полового обучения в США, не существует. Именно поэтому спустя почти 60 лет с момента введения уроков, в стране остаётся большое количество противников программы. Они утверждают, что уроки полового воспитания попирают традиционные ценности и развращают детское сознание.

Поднимается и более конкретная проблема: каждая школа применяет свою методику полового обучения. В итоге дети из разных штатов или просто с соседних улиц после выпуска имеют кардинально разные представления о сексе и собственном теле.

Однако существует статистика, косвенно подтверждающая влияние уроков. С 1986 года, когда начались основные инвестиции в половое обучение, количество абортов среди девушек от 15 до 19 лет снизилось к 2015 году с 52 на каждую тысячу до 22 на тысячу.

В каждом штате и школе программа полового обучения различается мелкими деталями. Например, на востоке США большинство штатов требуют от школ проводить не только уроки по сексуальным аспектам жизни, но и учить правильно обращаться с предметами контрацепции. В южной части страны этого зачастую не требуют, в том числе и в Техасе, где по данным на 2015 год был зарегистрирован самый высокий по стране уровень абортов среди школьников.

До развития массовых технологий на уроках показывали короткие документальные фильмы, где молодые актёры либо обсуждали с психологом желание мастурбировать, либо поднимали тему первой менструации. В младших классах учителя предлагали детям писать вопросы на половые темы, чтобы затем вместе на них ответить. Бывали вопросы как из разряда: «Почему пенис похож на стрелу?», так и «Нормально ли быть геем?»

В большинстве штатов образовательные ролики старались подавать нейтрально, не ставя перед учениками условия, а лишь пытаясь пояснить, что такое секс и как он работает. Но случались и исключения. В Техасе, к примеру, школы в основном подают половые уроки с упором на то, что секс до брака — ошибка.

Эту теорию активно поддерживают многие американцы, что хорошо видно на примере христианки Пэм Стензел (Pam Stenzel). В США она известна как радикальный борец с сексом до брака: Стензел не стесняется в выражениях и способна сравнить молодых девушек с проститутками, если они ведут активную половую жизнь без обручального кольца на пальце. Также она сторонник идеи, что половую жизнь детям и подросткам следует обсуждать с родителями дома или с частными специалистами.

Вопреки неоднозначности методики, к Стензел прислушиваются многие школы, и в среднем в год она даёт лекции о половой жизни для 500 тысяч учеников различных учебных заведений. Сторонники методики Стензел отмечают, что многие дети впервые узнают о венерических заболеваниях только благодаря её лекциям.

Пэм Стензел перед началом лекции о половом образовании, 2013 год.

Преувеличением будет сказать, что в США тема полового обучения стоит на пороге новой волны протестов и возмущений. Однако противоречия существуют, и в основном между сторонниками традиционных ценностей (подобно Стензел) и либеральными — подобно журналистке телеканала ABC Элизабет Смарт.

Смарт — противница теории о том, что секс до брака — грех. Её история борьбы началась в 2002 году, когда девушку похитили в возрасте 14 лет. Полиция нашла её спустя девять месяцев, к тому времени она уже была несколько раз изнасилована.

В 2006 году Смарт заняла активную позицию сначала по поддержке жертв изнасилований, а затем и по другим аспектам сексуальной темы. О желании победить «культурный миф» о греховности внебрачного секса она открыто заявила в 2013 году во время речи в Университете Джона Хопкинса в Мэриленде.

Тогда Смарт кратко пересказала историю своего похищения и упомянула ситуацию, которая произошла с ней на уроке полового воспитания в школе. По словам девушки, преподаватель курса сравнила способность женщин заниматься сексом с жвачкой: «Если делать это часто, то станешь старым куском жёваной резинки»

Но хотя Смарт и активный сторонник программы по развитию полового обучения в США, она никогда не заявляла о потенциале порносайтов в этой сфере. Тяжёлый эпизод жизни, когда её похититель просматривал порно, а потом насиловал Смарт, привёл к тому, что девушка снялась в ролике противников порнографии в 2016 году.

Элизабет Смарт.

В 2014 году роль интернета как источника знаний о половой жизни отметило издание Time, опубликовав статью о том, как из-за развития медиа школы в США стали терять власть над информацией о половой жизни. Автор материала заявляла, что ежегодно дети в США видят по телевизору около 15 тысяч отсылок к сексуальной жизни. В статье также приводились критические доводы о падении качества полового образования, по итогу которого якобы 80% школьников от 15 до 17 лет знали о сексе недостаточно.

Представители британской компании производителя контрацептивов Durex в ходе секс-опросов клиентов в 2014 году отмечали влияние интернета на половую осведомлённость.

По данным за декабрь 2016 года, больше двух миллиардов человек из развитых и развивающихся стран просматривают порносайты. Последние несколько лет активно развивается секстинг (переписка интимного характера), увеличивая тем самым роль интернета как источника знаний о половой жизни.

Британская газета The Guardian в конце 2016 года задавалась вопросом, как интернет может помочь в развитии полового образования, и отметила повсеместность онлайн-порнографии в развивающихся странах. Иронично, что статья вышла всего за месяц до официального запуска сайта «Центр сексуального здоровья от PornHub».

Обучающий проект крупнейшего порносайта, по словам авторов, будет освещать половую жизнь с точки зрения медицины и психологии. Для этого к работе над проектом авторы привлекли сексопатологов, врачей, терапевтов и психологов. На сайте доступны статьи о зачатии, венерических заболеваниях и отношениях между партнёрами. Руководитель проекта сексопатолог Лори Бетито (Laurie Betito) заявляла, что сайт будет предоставлять только проверенную и подтверждённую медиками информацию.

По данным на конец 2016 года, порносайт PornHub посещают больше миллиарда человек в месяц. Самый популярный американский сайт, посвящённый половому обучению, в месяц посещают всего два миллиона человек.

Российские школьники.

Ситуация с половым воспитанием в России

Попытки ввести половое образование в России предпринимались в 1991 году, когда за введение уроков полового просвещения высказалось около 60% населения. В 1994 году на разработку программы власти выделили 2,5 миллиарда рублей. Однако, подобно истории с сексуальным образованием в США в 80-х годах, нашлось множество противников нововведения, что в итоге привело к резкому торможению программы и последующей заморозке.

В современной России вновь вернулись к идее программы полового воспитания в апреле 2014 года, когда Госдума утвердила Конвенцию о правах ребёнка, в которой предусматривается введение полового просвещения в школах. Однако с тех пор в школах эту программу не ввели, и, как заявлял в декабре 2014 года тогдашний омбудсмен по правам ребёнка Павел Астахов, в России никогда не будет курсов по сексуальному просвещению, так как это противоречит нормам морали, нравственности и традициям России.

В создании программы по половому обучению Министерство образования не может опираться на опыт предыдущих лет, так как во времена СССР в школах тема сексуального развития не поднималась, а глава о репродуктивном процессе появилась в учебнике анатомии только в 1986 году. При этом среднегодовое число абортов в 1970-1980-х годах превышало4,5 миллиона.

Екатерина Лахова — один из главных инициаторов программы полового просвещения в 1990-е годы.

По данным ООН, в России в 2013 году на тысячу девушек в возрасте от 15 до 19 лет приходилось по 30 беременностей. Более 60% россиянок занимались сексом до того, как достигли 19 лет, 70% девушек-подростков признались, что хотели бы знать о контрацепции больше. ООН также неоднократно советовала властям России ввести половое обучение, так как оно, по данным организации, помогает снижению числа ВИЧ-инфицированных.

В 2013 году Центр исследования гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ провёл опрос среди более 500 родителей с несовершеннолетними детьми. 62% участников считали, что в школах необходимо ввести курс полового воспитания, остальные 38% ответили отрицательно, выразив опасения, что это спровоцирует у школьников нездоровый интерес к сексу.

В 2014 году профессор и ученый Российского научного сексологического общества Евгений Кащенко в интервью «Комсомольской правде» утверждал, что нынешнее российское общество не готово к подобным урокам в школе, и упирать в первую очередь следует на просвещение родителей, которые объяснят детям нужную информацию дома.

Кащенко также упомянул закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который с 2012 года запрещает изображать и описывать действия сексуального характера детям до 16 лет. По мнению учёного, этот закон лишает преподавателей возможности пояснить российским детям принципы работы их тела и отношений между половыми партнёрами.

Есть два варианта: либо им это грамотно растолкует подготовленный специалист. Либо это сделает такой «замечательный» воспитатель и просветитель, как интернет. И представление о любовных отношениях, не сомневайтесь, подростки получат, наблюдая за физкультурными упражнениями немецких «сантехников» и порноактрис.

По нашим исследованиям, 40% подростков уверены, что из интернета они получают правдивую информацию о вопросах половой жизни.

Евгений Кащенко, профессор и ученый Российского научного сексологического общества

Кащенко отметил, что в российских школах не получится ввести уроки, на которых детей будут учить использовать презервативы, так как эта практика сформировалась в европейской культуре. В Международном техническом руководстве по сексуальному просвещению от ЮНЕСКО отмечается, что уроки должны вводиться с учётом культуры и менталитета страны.

В феврале 2016 года член Экспертного совета по сексуальному образованию Европейского бюро ВОЗ Борис Шапиро в беседе с журналистами «Эха Москвы» заявлял, что две трети родителей не могут говорить о сексе с детьми, притом что 80 % учителей считают, что половое воспитание должно вестись в семье.

Религиозное обучение вместо полового просвещения

Отход Министерства образования от идеи ввести уроки полового образования стал очевиден после пресс-конференции министра образования Ольги Васильевой в январе 2017 года. Тогда Васильева выступила против полового воспитания в школах, посчитав, что каждый родитель должен сам решать, когда и о чём вести разговор с собственным ребёнком.

Хорошим же источником нравственных знаний Васильева посчитала религию, о чём говорила ещё в октябре 2015 года, заявляя, что количество часов преподавания основ религиозных культур и светской этики в школах скоро может увеличиться.

Спустя два месяца после этого заявления родители учеников московской школы подали в Генпрокуратуру жалобу на «навязывание религиозной идеологии» детям. Возмущение вызвал учебник «Истоки», по которому в пятом классе преподаётся предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В учебнике якобы рассказывают про ангелов и святую воду, а посещение уроков обязательно. В конце декабря 2016 года администрация образовательного учреждения согласилась заменить его на учебник «Светская этика» из-за требований родителей, однако сам предмет никуда не делся.

В общеобразовательных школах России на уроках биологии и ОБЖ рассказывают о репродуктивной системе, беременности, профилактике ВИЧ и других инфекций, однако более личные вопросы вроде менструации или мастурбации не обсуждаются.

В марте 2016 года издание «Медуза» обратило внимание на фильм, который школьный учитель ОБЖ в Краснодарском крае показал своим ученикам. В нём рассказывалось, что дети наследуют гены всех половых партнёров женщины вне зависимости от того, кто стал отцом. Переспавшие несколько раз девушки назывались «помойкой с примесью генов». После звонка журналистов фильм посмотрел директор школы Георгий Кайшев, однако позже он заявил, что не увидел в фильме «ничего криминального».

Акция в Москве в День борьбы с ВИЧ-инфекцией, 2011 год.

Игнорирование советов ООН

В декабре 2015 года региональный директор ЮНЭЙСД (программы ООН по ВИЧ и СПИДу) по Восточной Европе и Центральной Азии Винеем Салданой объявил, что ситуация с ВИЧ-инфекцией в России с каждым годом становится хуже, а общее число случаев ВИЧ, выявленных в стране с 1987 года, приближается к миллиону. Отмечалось, что эпидемия охватывает все слои населения, а способ передачи в 40% случаев — гетеросексуальный контакт.

В правительстве РФ, должно быть, знали об этой статистике. За несколько месяцев до выступления Салданоя премьер-министр Дмитрий Медведев поручил ускорить принятие в России стратегии борьбы с распространением ВИЧ.

Тогда же глава Федерального центра по борьбе со СПИДом Вадим Покровский утверждал, что для борьбы с половыми инфекциями нужны радикальные меры, рекомендованные ООН, в том числе — половое воспитание в школах.

Власти РФ проигнорировали предложение Покровского.

Если дети или подростки не получают каких-то знаний в школе, это ещё не значит, что они не получат менее достоверную и сомнительную информацию из других источников.

Винеем Салданой, региональный директор ЮНЭЙСД по Восточной Европе и Центральной Азии

Однако простое игнорирование — меньшее, что делали представители власти и чиновники, когда в России поднимали тему половых уроков.

Весной 2016 года начальник сектора демографии, миграции и этнорелигиозных проблем в Российском институте стратегических технологий Игорь Белобородов утверждал, что производители презервативов и секс-игрушек, а также навязанное западными странами сексуальное просвещение способствуют распространению СПИДа.

В январе 2017 года стало известно, что предложение Минздрава снять ограничения для ВИЧ-инфицированных на въезд в Россию заблокировали из-за протеста Минэкономразвития и МВД РФ. Тогда заместитель министра экономразвития Олег Фомичев заявил, что такое решение создаст угрозу национальной безопасности.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх