Московское метро в годы войны: Во время авианалетов здесь рожали, слушали лекции и смотрели кино

Раздача молочных продуктов на станции

Раздача молочных продуктов на станции

Когда летом 1941-го над Москвой впервые загрохотали вражеские самолеты, для жителей столицы началась совсем другая жизнь. Но очень скоро люди привыкли к словосочетанию «воздушная тревога» и метро стало для многих вторым домом. Здесь показывали кино, работали библиотеки и творческие кружки для детей.
А вместе тем метростроевцы продолжали прокладывать новые тоннели и готовились к химической атаке. Такой была подземка в начале 1940-х...



Налет немецкой авиации на Москву 26 июля 1941 г. /Фото: Маргарет Бурк-Уайт

Налет немецкой авиации на Москву 26 июля 1941 г. /Фото: Маргарет Бурк-Уайт



Первые авианалеты



В принципе, к началу войны метрополитен был подготовлен к тому, чтобы принять население, и уже в первые налеты многие платформы и тоннели заработали как бомбоубежища. Во время первого налета, в ночь на 22.07, в подземке укрылись полмиллиона москвичей.

Однако, конечно же, поначалу не обошлось без ЧП. Где-то станцию открыли не вовремя, где-то люди не смогли получить информацию о входах в убежище. А в районе «Арбатской» после сброса фугасной бомбы население в панике побежало на станцию, люди стали падать, и в результате 46 человек на лестнице оказались задавлены насмерть.

Такой была схема метро к началу войны. (Дата составления - март 1940 года). /Фото:nastroy.info

Такой была схема метро к началу войны. (Дата составления - март 1940 года). /Фото:nastroy.info



Но в последующие дни удалось быстро переоборудовать тоннели метро третьей очереди под бомбоубежища и сделать входы. Рабочие трудились по 2-3 смены подряд. На улицах появились информационные указатели, сотни метростроевцев следили за порядком и информировали прохожих.

В первый день во время авианалета метрополитен принял полмиллиона горожан. /Фото: moscovery.com

В первый день во время авианалета метрополитен принял полмиллиона горожан. /Фото: moscovery.com



Поначалу люди жаловались на жуткую духоту. Пришлось усилить вентиляцию и организовать постоянную подачу в строящиеся тоннели сжатого воздуха, а также бесперебойно откачивать воду. На всякий случай было предусмотрено резервное электропитание и освещение. А к сентябрю были разработаны специальные правила пользования метро как бомбоубежищем.

Станция метро во время воздушной тревоги. /Фото:fotostrana.ru

Станция метро во время воздушной тревоги. /Фото:fotostrana.ru



Метро хотели уничтожить



Октябрь и ноябрь 1941-го стали для Москвы самыми тяжелыми: очень велика была опасность того, что враг войдет в город. В районе Можайской оборонительной линии положение было настолько неблагополучным, что 15 октября ГК Обороны издал постановление «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы», подписанное Сталиным. Там упоминалось, что в случае появления врага у ворот Москвы НКВД должно было «произвести взрыв предприятий, складов и учреждений, которые нельзя будет эвакуировать, а также всего электрооборудования метро (исключая водопровод и канализацию)».

Метро тут же закрыли и стали готовить к возможному уничтожению. Ночью начались предварительные работы, и утром 16-го метрополитен не открылся для пассажиров. Однако уже вечером решение об уничтожении подземки было отменено.

Подземка в ноябре 1941-го



Приближалась важная для советских людей дата – 7 ноября, и было решено, вопреки тяжелому положению, отметить ее в Москве максимально торжественно. Накануне парада станция метро «Маяковская» превратилась в шикарный зал. Здесь провели заседание Моссовета и концерт. Присутствовавший на этом действе начальник объекта позже вспоминал, что его станция в тот день имела вид театра: были установлены сцена с микрофоном и репродукторами, зрительские места и, помимо обычного освещения, горели яркие прожектора. На одном из путей стоял поезд, оборудованный под буфет.

Сталин приехал на «Маяковскую» в электропоезде. Когда он прошел на сцену и начал доклад, многие зрители, уже не первый месяц удрученные тревожными вестями с фронта, смотрели на него, не отрываясь, и стояла гробовая тишина, ну а когда он закончил свою оптимистичную речь, начались бурные овации. Впрочем, многие из зрителей заметили, что вождь сильно похудел...

Выступление Сталина в метро 6 ноября 1941 года./Фото: fotocdn.net

Выступление Сталина в метро 6 ноября 1941 года./Фото: fotocdn.net



К этому времени москвичи уже привыкли к авианалетам. Согласно официальной статистике, в ноябре во время воздушных тревог в метро укрывалось до 30 тысяч человек вместо предполагаемых 350 тысяч. Городские власти были очень обеспокоены тем, что многие москвичи гибли по причине своей беспечности: услышав сигнал воздушной тревоги, они оставались дома. В некоторые дни случалось по 5-6 воздушных тревог, и люди просто устали бояться. Более того, в очередях за продуктами у женщин было негласное правило: если во время авианалета кто-то покидал очередь и возвращался после того, как угроза стихала, «беглеца» обратно не пускали. Считалось, что человек струсил и не проявил солидарности с оставшимися.

Между тем на тот момент метрополитен мог принять одновременно до 2 млн. человек, и населению постоянно твердили о необходимости уходить в метро на всю ночь.

Ночной подземный город



Движение в метро прекращалось с 22.00 до 8.00, и все это время станции работали в режиме бомбоубежищ. Еще с первых недель войны для спуска людей в тоннели были сделаны удобные лестницы. В подземке поставили тысячи деревянных настилов, а также одноярусных и двухъярусных нар.

На станциях метро висели газеты, в которых писали не только о достижениях, но и публиковали критику. /Фото:rg.ru

На станциях метро висели газеты, в которых писали не только о достижениях, но и публиковали критику. /Фото:rg.ru



В самом метро и возле станций работали медпункты и изоляторы для больных. Под землей были открыты детские комнаты, где с ребятами играли и проводили занятия, а также помещения для молодых мам с малышами, в которых стояли детские кроватки. Конечно же, были в подземке и туалеты.

В метро работали библиотеки, периодически шли концерты и кинопоказы, здесь же москвичам предлагали газеты и журналы. И, конечно же, в подземке постоянно проходили политические лекции.

Бибилиотека в метро. /Фото:pastvu.com

Бибилиотека в метро. /Фото:pastvu.com



Поскольку не исключалась опасность применения немцами химического оружия, тоннели переделали и под газоубежища. Рабочие установили специальные газонепроницаемые перемычки и герметические двери, а также вентиляторы, которые должны были очищать зараженный воздух. К счастью, эти меры так и не пригодились.

Во время воздушной тревоги... /Фото:userapi.com

Во время воздушной тревоги... /Фото:userapi.com



Согласно статистике, в 1941 году в метро укрывалось в общей сложности 13,9 млн. граждан, в 1942-м — 303 тысячи. Во время воздушных тревог в метро родились более 200 детей. За медицинской помощью в течение первого года войны обратились 70 тысяч человек. Причем в первый месяц авианалетов почти половина всех жалоб была связана с нервными расстройствами.

Новые станции



Несмотря на то, что метрополитен на время превратился в самый настоящий подземный город, работы по строительству новых станций и прокладке тоннелей продолжались.

В начале войны третья очередь метро была уже закончена, но запустить движение метростроевцы не могли, поскольку не имели эскалаторов. Дело в том, что их производили на ленинградских заводах, а те на тот момент были эвакуированы и еще не начали работу на новых местах. В итоге было решено выпускать их на московских заводах. Столичные рабочие быстро освоили новое дело и взялись за работу с таким энтузиазмом, что за год выпустили вдвое больше лент, чем до войны производили ленинградцы. Позже в московском районе Перово даже открыли эскалаторный завод.

3-й секретарь МК и МГК ВКП(б) А.С. Щербаков принимает построенную в годы войны станцию метро «Электрозаводская» в 1944 году. /Фото: moscowchronology.ru

3-й секретарь МК и МГК ВКП(б) А.С. Щербаков принимает построенную в годы войны станцию метро «Электрозаводская» в 1944 году. /Фото: moscowchronology.ru



В 1943-м метростроевцы запустили участок пути от «Площади Свердлова» (современная «Театральная») до станции «Завод им. Сталина» (в 1956-м ее переименовали в «Автозаводскую»). В том же году были открыты «Павелецкая» и «Новокузнецкая», а в начале 1944-го пустили движение от «Курской» до «Измайловского парка» (теперь – «Партизанская»).

Схема метро в 1945 году. /Фото:rgantd.ru

Схема метро в 1945 году. /Фото:rgantd.ru



Метро «Измайловский парк культуры и отдыха им. Сталина» («Партизанская») сразу после открытия. /Фото:pastvu.com

Метро «Измайловский парк культуры и отдыха им. Сталина» («Партизанская») сразу после открытия. /Фото:pastvu.com
Источник ➝