На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алиса Майская
    Все это фантазии дизайнеров. Живу в Европе, вижу, как "млеют от счастья" в Дании, Швеции, Франции, Голландии, Германи...Что-то не так: сч...
  • Александр Сысоев
    Если хюгге - смысл жизни, ради которого живешь на белом свете, то это уютное безумие ведет к разрушению личности. Во ...Что-то не так: сч...
  • svet alex
    Шарлатан! Никогда ему не верила и не слушала. Однажды решила проверить его воздействие на меня и прослушала целый его...Кашпировский: поч...

Времена, когда молоко пили только варвары

«Доярка», художник Ян Вермеер, примерно 1660 год



Во время посещения завоёванной Британии Юлий Цезарь был потрясён тем, сколько молока употребляли северяне. Страбон, философ, географ и историк Древнего Рима, унижал кельтов за чрезмерное употребление молока. А Тацит, римский сенатор и историк, описывал германское питание как «примитивное и безвкусное», делая особый акцент на их любви к простокваше.

Римляне часто комментировали неполноценность других культур, и они считали чрезмерное употребление молока признаком варварства. Аналогичным образом, сливочное масло использовалось для лечения ожогов; однако оно не было пригодным для употребления в пищу. Как сказал Плиний Старший, сливочное масло – «самый лакомый продукт у варварских племён».

Слева направо: Юлий Цезарь (примерно 1610-1650) и Страбон (дата неизвестна)



Древние римляне были не единственными, кто пренебрежительно относился к сливочному маслу и молоку. В Греции слово «масло» употребляли в негативном ключе. Тех, кто держал коров и производил его, греки считали изгоями и отщепенцами. Фракийцы, жившие на севере Греции, употребляли в пищу сливочное масло, ввиду чего греки презрительно называли их «пожирателями масла».

На протяжении веков это было нормой во многих частях мира: люди, которые если сливочное масло и пили молоко, считались нецивилизованными.

Любопытно, что греко-римское презрительное отношение к молочным продуктам несколько изменилось с появлением сыра. В Риме сыр ели как бедные, так и богатые. В городе производило большое разнообразие твёрдых, мягких и копчёных сыров, а прочие сорта завозили с разных уголков империи. Наиболее популярным видом сыра среди римлян был копчёный козий сыр из долины Велабр. Сыры часто преподносили в качестве подарков, и они были стандартной едой на завтрак (а иногда и ужин), наряду с оливками, яйцами, хлебом и мёдом.

Римское сито, которое, предположительно, использовалось для приготовления сыра



Тем не менее, средиземноморцы мало нуждались в сливочном масле. У них уже было оливковое масло, которое было менее подвержено порче, выдерживало максимальный нагрев и считалось более полезным. Даже сейчас в Северной Африке, большей части Греции, средиземноморских регионах Франции, Испании и Италии (конечно же, не везде) доминирует оливковое масло, а сливочное используется крайне редко. Сегодня омлет в Греции могут приготовить на сливочном масле, однако до недавнего времени предпочтение отдавалось всё же оливковому маслу.

Климат также сыграл свою роль в присвоении плохого статуса молоку и сливочному маслу. Поскольку эти продукты быстро портились в климатических условиях Южной Европы и сохранялись гораздо дольше в северной Европе, северяне использовали намного больше молока. Германцы очень любили сливочное масло, особенно подсоленное. Кельты, которые проживали в таких «молочных» местах, как Шотландия, Ирландия и Уэльс, также стали известны благодаря своему маслу. Молоко было настолько важным для «варваров», что корова, которая перестала доиться, считалась семейным кризисом.

Римский натюрморт, на котором изображены сыр и спаржа



Это привело к тому, что южные классические культуры, которые уже презирали северян, стали воспринимать большое потребление молочных продуктов как доказательство их варварской природы.

Разные климатические условия сделали сливочное масло и молоко знаком отличия, не считая сыр, который хорошо сохранялся даже в тёплом климате. Поскольку наличие крупных городов и влиятельных культур на дальнем севере является относительно современным феноменом, люди связывали любые несырные молочные продукты с низшими (или, по крайней мере, менее влиятельными) группами.

В таких местах, как Древний Рим, молоко не было популярным. Однако по тем же причинам его употребление всё равно ассоциировали со страной и низшими классами. До эпохи появления средств охлаждения на Ближнем Востоке люди потребляли очень мало свежего молока. В Риме из-за своей подверженности к быстрой порче свежее молоко было доступно только на фермах. Его потребляли в основном дети фермеров и крестьяне, проживавшие поблизости, часто с подсоленным или подслащённым хлебом. Это привело к тому, что молочные продукты стали считаться едой низших классов. Употребление молока было свойственно только грубым, необразованным сельским жителям и считалось редкостью среди взрослых всех социальных классов.

Связь между молоком, сливочным маслом и сельскими фермерами осталась даже после того, как пал Рим. Англичане, моделью империализма которых были римляне, насмехались над «варварскими» ирландцами, чрезмерно потреблявшими сливочное масло. Файнес Морисон, наместник королевы, который провёл много времени в Ирландии при правлении Елизаветы I, сообщал, что ирландцы потребляют «вонючее сливочное масло большими кусками». Южная Европа никогда не теряла чувство своего превосходства над соседями, по-прежнему считая их варварами, которые обожают молоко.

Иллюстрация Джона Деррика, изображающая кельтский праздник (примерно 1581 год)



Если кто и помог повысить статус молока и сливочного масла, так это голландцы, помешанные на молочных продуктах.

В первые годы после возникновения своей страны голландцы прославились как грубые и смешные люди, бесконечно потреблявшие молоко, сливочное масло и сыр. Даже фламандцы смеялись над ними, называя их kaaskoppen, или «сырные головки». Северяне также принижали голландцев из-за их молочных привычек. В одном английском памфлете говорилось: «Голландец – это похотливый, толстый двуногий сырный червь».



Оскорбления в сторону, это не было преувеличением. Высшие классы гордились тем, что на их столах всегда присутствовали несколько видов сливочного масла. Голландцы любили пить сыворотку или пахту на завтрак. Даже в бедных домах завтрак обычно состоял из пахты и хлеба – а также сливочного масла, которое использовалось везде, где только можно было. В мясное рагу, гюцпот, также клали сливочное масло.

Голландский флот, который в XVI веке становился грозной силой, еженедельно выдавал каждому моряку полфунта сыра, полфунта масла и буханку хлеба весом пять фунтов. Историк Саймон Шама подсчитал, что голландскому кораблю с экипажем 100 человек в год требовалось 450 фунтов сыра и четверть тонны сливочного масла.

Достаточный запас сыра и сливочного масла был правом каждого голландца. Они верили, что молочные продукты являются неотъемлемой частью хорошего рациона, и художники из знаменитой голландской школы натюрморта часто включали в свои композиции сыры. Голландцы производили множество сыров и имели эффективную систему сбыта.

Натюрморт с фруктами, орехами и сыром (Флорис ванн Дейк, примерно 1613 год)



В XIII и XIV веках голландцы научились строить дамбы и создавать польдеры. Это привело к значительным улучшениям в сфере животноводства и земледелия. Фермеры начали делать успехи в скрещивании скота, чтобы разводить коров, которые давали больше молока. В период между XVI и XVII веками стоимость голландских коров возросла в четыре раза. Голландцы начали понимать, чем лучше кормить скот и как эффективнее возделывать пастбища. Вскоре их коровы производили в два раза больше молока, по сравнению с соседними странами.

И хотя поначалу это было не заметно, но в европейском восприятии голландцев произошёл сдвиг. Их страна, которая в 1590-х годах освободилась от испанского правления, быстро становилась независимой республикой, проявляя гениальность в искусстве, науке и технике. Казалось бы, в одночасье Нидерланды превратились в глобальную торговую империю и ведущую морскую и экономическую державу мира. Внезапно «сырные головки» стали считаться гениальными.

По всей Европе начали вести дискуссии о том, что сделало голландцев гениями. И те, кто принимал в них участие, часто признавали, что когда-то считали голландцев идиотами, которые только и делали, что пили молоко и ели сыр. Европейцы также начали признавать, что голландские молочные фермы были уникальными.

После того как «сырные головки» проявили гениальность и основали глобальную империю, главным бастионом антимолочных настроений теперь стала Восточная Азия. Японские буддисты избегали молочных продуктов и смотрели свысока на западных людей, которые, по их мнению, потребляли слишком много молока. Они утверждали, что от тех, кто употреблял молочные продукты, исходил специфический запах. И даже в ХХ веке они продолжали использовать уничижительный термин Batā dasaku, или «люди, от которых воняет сливочным маслом», по отношению к жителям Запада.

Японские гравюры по дереву (Ёсицуя Утагава, примерно 1861 год)



Подобные настроения существовали и в Китае, где потребление молочных продуктов было настолько редким, что многие считали, что у китайцев как расы была непереносимость лактозы. Это контрастировало с соседями-монголами, которые пили много молока и путешествовали с запасами сушёного творога.

Но ситуация изменилась. Китай стал третьим по величине производителем молока в мире, и сегодня почти 40 процентов китайцев употребляют молочные продукты. Новый высший класс жаждет всего западного, а молочные продукты – например, мороженое и йогурт – это Запад.

Тема молока обсуждается, по меньшей мере, на протяжении 10 тысяч лет. Это была первая пища, которая попала в современную научную лабораторию, и это самый регулируемый из всех продуктов. Люди продолжают спорить по поводу важности грудного вскармливания, полезных и вредных свойствах молока, фермерстве, правах животных, пастеризации, безопасности сыра и так далее. Но один вопрос, кажется, наконец-то перестал обсуждаться: больше никто не считает, что молоко и сливочное масло потребляют только варвары.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх