На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алиса Майская
    Все это фантазии дизайнеров. Живу в Европе, вижу, как "млеют от счастья" в Дании, Швеции, Франции, Голландии, Германи...Что-то не так: сч...
  • Александр Сысоев
    Если хюгге - смысл жизни, ради которого живешь на белом свете, то это уютное безумие ведет к разрушению личности. Во ...Что-то не так: сч...
  • svet alex
    Шарлатан! Никогда ему не верила и не слушала. Однажды решила проверить его воздействие на меня и прослушала целый его...Кашпировский: поч...

Драматическая судьба первого российского киномагната: Почему имя Александра Ханжонкова было предано забвению

Первый российский киномагнат Александр Ханжонков

8 августа исполнилось 140 лет со дня рождения Александра Ханжонкова – одного из основателей российского кинематографа, выдающегося кинопромышленника, создателя первой киностудии в Москве и ее филиала в Ялте. Благодаря ему зажглась звезда Веры Холодной и вышел первый полнометражный фильм, именно он установил эталон «качественной русской фильмы». Но на склоне лет один из крупнейших предпринимателей и киномагнатов был отстранен от кинематографа и доживал свои дни в забвении и лишениях.

Александр Ханжонков

Александр Ханжонков был потомственным казаком и очень гордился своим происхождением. Он родился в 1877 г. в семье отставного казачьего офицера, состоявшего в почетном карауле при короновании Александра II. История его рода брала начало в XIII в. и связывалась в семейных легендах с именем половецкого хана Женкова, потомки которого стали казаками. Александр Ханжонков окончил юнкерское училище и был принят в один из лучших казачьих полков – Донской первый. Он участвовал в русско-японской войне, после которой по состоянию здоровья был уволен в запас.

Александр Ханжонков с сестрой и с матерью

В таких случаях полагалось выходное пособие в 5 000 рублей, и у Ханжонкова не было сомнений в том, куда пустить эти деньги – после того, как он увидел люмьеровское «Прибытие поезда», он навсегда заболел кинематографом. Поэтому все полученные деньги Ханжонков вложил в кинопромышленность. В первое время фирма «А. Ханжонков и Ко» занималась только прокатом зарубежных фильмов и «съемками с натуры» (выезды императорской семьи и военные парады), а с 1907 г. начала производить собственные. Так появилась первая в Москве фабрика по производству кинолент.

Александр Ханжонков – первый слева

В 1911 г. студия выпустила первый полнометражный фильм – «Оборона Севастополя». Для его съемок Николай II бесплатно предоставил режиссеру регулярные войска для массовки. Бюджет фильма был по тем временам немыслимым – 40 000 рублей. Картина произвела на императора такое впечатление, что он тут же принял решение обложить кинопроизводство налогом. В следующем году студия Ханжонкова стала лидером по выпуску кинокартин в России, а в 1913 г. кинопромышленник открыл первый «электротеатр» – самый большой в стране кинотеатр «Пегас». К 1914 г. компания киномагната контролировала треть проката в России, выпустив сотни фильмов. Весной 1917 г. Ханжонков основал филиал своей студии в Ялте, с которого началась история Ялтинской киностудии.

Ялтинская киностудия, основанная выдающимся кинопромышленником Ханжонковым

Александр Ханжонков был единственным из русских кинопроизводителей, кто занимался выпуском образовательных фильмов. Созданный им специально для этого Научный отдел с помощью ведущих российских специалистов снимал фильмы по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике и медицине.

Александр Ханжонков и его компания

Александр Ханжонков – первый справа

После революции его судьба сложилась непросто. В 1920 г. промышленник принял решение эмигрировать. За рубежом он пытался наладить кинопроизводство, финансировал эксперименты со звуковым кино, предлагал участвовать в съемках эмигрировавшим театральным артистам, но лишь безуспешно истратил все свои сбережения. В 1922 г. нарком просвещения Луначарский предложил ему вернуться на родину. Ханжонков принял предложение и переехал в СССР. Он работал киноконсультантом и какое-то время – директором одной из студий Пролеткино.

Кинопромышленник Ханжонков с дочерью и зятем, 1944

Ханжонков со второй женой в последний год жизни

Спустя 4 года промышленника арестовали «за перерасход средств и невыполнение плановых обязательств». Его приговорили к шести месяцам тюрьмы, но амнистировали в зале суда. Хотя Ханжонкова освободили, он был лишен всех гражданских прав и к тому же больше не имел права заниматься кинематографом, что для него было самым большим наказанием.

Первый российский киномагнат Александр Ханжонков

Александр Ханжонков

Из-за резкого ухудшения здоровья бывший киномагнат поселился в Ялте, где он вел почти нищенское существование. Ханжонков отправил отчаянное письмо председателю кинофотоуправления СССР: «Мое положение и в моральном и в материальном отношении стало настолько невыносимо, что я решился обратиться с просьбой помочь мне найти выход из такового… Прошу своим авторитетным словом поддержать мой труд и помочь мне войти в рабочую семью Советской кинематографии полноправным ее членом. Вне этого предо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемого постоянной нуждою, и в конечном итоге – смерть от недоедания, на которую я здесь оказался обреченным вместе со своею женою». В середине 1930-х гг. его реабилитировали и назначили скромную пенсию. Ханжонков занялся написанием мемуаров, которые вышли только в 1937 г. в сильно сокращенном виде.

Могила Александра Ханжонкова

Памятник Александру Ханжонкову в Ростове-на-Дону

В годы ВОВ бывший промышленник оставался в Ялте, в том числе и во время ее оккупации, чем позже опять навлек на себя обвинения. Вскоре после Победы Ханжонков скончался. На тот момент ему было 68 лет. Долгое время его имя оставалось незаслуженно забытым, а его картины называли «упадническими» и «буржуазными». Только в годы перестройки о выдающемся кинопромышленнике вспомнили вновь. В 1991 г. был открыт «Дом Ханжонкова», превратившийся впоследствии в уникальный фестивальный центр.

Памятник Александру Ханжонкову возле Ялтинской киностудии



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх