На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • михаил ошкин
    Индейцы тоже верили в добрых пришельцев...Истина где-то ряд...
  • Элеонора Коган
    У вас очень интересная и насыщенная жизнь, столько вы от природы познали и познаёте. А медведи с лисой меня здорово н...«Медведь украл у ...
  • Элеонора Коган
    Чудесный рассказ а вы - счастливый человек.«Медведь украл у ...

Ученые научились стирать воспоминания

3043090

В жизни почти каждого человека бывают стрессовые ситуации, надолго оставляющие по себе тревожную память и даже вызывающие определенные болезни, требующие обращения к специалисту. Выяснением причин этого и занялись американские ученые двух университетов (Колумбийского и Макгилла). Они обнаружили 2 различных типа памяти, на которые можно будет воздействовать.

Объектом научных исследований стали морские улитки Аplysia, точнее, их нейроны. Ученые поставили перед собой цель выяснить, почему воспоминания о прошлом неудачном опыте вызывают беспокойство и в будущем.

Эксперимент показал, что нейроны способны сохранять долгосрочные воспоминания за счет усиления синапсов, играющих роль своеобразных химических мостов. Когда организм оказывается в ситуации, в которой ему был нанесен вред (например, ожог из-за прикосновения к чему-то горячему), то этот опыт кодируется в ассоциативной памяти, причем происходит укрепление связи между нейронами.

Иногда ситуация осложняется появлением специфических «маячков»: например, в тот момент, когда человек нечаянно обжегся, раздался лай собаки, и тогда в его памяти травматичное воспоминание об ожоге останется вместе с лаем собаки (помните условный рефлекс, открытый Павловым?). Более того, в будущем, услышав лай собаки, человек может испытать необъяснимый страх, уже не связанный со спровоцировавшим его случаем.

Член исследовательской команды Самуэль Сачер приводит такой пример: человек идет ночью по темному району, где высокий уровень преступности; естественно, он нервничает и боится любого шороха. Он проходит мимо почтового ящика, совершенно безопасного, и без происшествий приходит к своей цели. Однако в будущем вид любого почтового ящика может вызывать у него подспудное чувство тревоги.

Подобные случайные воспоминания, вызывающие тревогу по, как нам кажется, необъяснимым причинам, могут впоследствии становиться все сильнее на фоне испытываемых стрессов и, в конечном счете, негативно влиять на психологическое состояние человека. А проблема заключается в том, что наш организм как бы «записал» пережитые негативные эмоции, и в качестве «чернил» для такой записи послужили белки.

По мнению Сачера, одной из задач, которые поставили перед собой исследователи, как раз и является избавление человека от подобных воспоминаний и ассоциаций благодаря ликвидации таких записей в неассоциативной памяти. Таким образом, можно будет провести «очистку мозгов» от негативных воспоминаний, не нанося при этом ущерба ассоциативной памяти, а человеку это даст возможность избавиться от необъяснимых страхов, жить полноценной жизнью, свободно принимать решения и не думать о плохом.

В ходе эксперимента с улиткой пару ее сенсорных нейронов подключили к мотонейрону, причем при стимуляции один из сенсорных нейронов выступал моделью прочной ассоциативной памяти, а другой - неассоциативной памяти. Опыт показал, что степень прочности соединений на обоих синапсах обусловлена двумя различными типами протеина киназоя, M Apl I и M Apl III. В зависимости от того, какой из протеинов блокировался, происходило «вытравливание» одного из видов памяти.

Казалось бы, какое отношение имеет этот опыт на улитках к людям? Однако у млекопитающих срабатывает тот же механизм, поэтому эксперимент может иметь далеко идущие последствия – могут быть созданы препараты, стирающие определенный вид памяти, например, о травматичных происшествиях. Правда, пока такие препараты будут созданы, пока проведут их клинические испытания, пока их выведут на рынок, пройдет как минимум 10 лет. Так что будем ждать.



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх