На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • михаил ошкин
    Индейцы тоже верили в добрых пришельцев...Истина где-то ряд...
  • Элеонора Коган
    У вас очень интересная и насыщенная жизнь, столько вы от природы познали и познаёте. А медведи с лисой меня здорово н...«Медведь украл у ...
  • Элеонора Коган
    Чудесный рассказ а вы - счастливый человек.«Медведь украл у ...

Четыре всадника апокалипсиса

Надеюсь читатели простят меня за эту стартовую гифку. Таков уж современный мир, где серьезные вещи трансформируются в интернет мемы, а то что было и должно стать источником, как минимум раздумий, становится предметом стеба.  И по приближению конца света, напророченному человечеству, то ли календарем майя, то ли вечной тягой к подобным вещам, в блоге о лошадях невозможно не написать о них - четырех всадниках апокалипсиса.

Не буду касаться Библии, не мне и не здесь говорить о последней книге Библии - Откровении Иоанна Богослова. Но если тема Вам интересна, то пару ссылок помогут соориентироваться в сути вопроса, внешним проявлением в искусстве (да и не только в искусстве) которого и стали эти четыре всадника:

Текст Апокалипсиса

Библия Откровение Иоанна Богослова

В.В. Сорокин. Комментарий на Книгу Откровение Иоанна Богослова

Читая АПОКАЛИПСИС
Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова  протоиерея Александра Меня

ВикипедиЯ

Наверное самое известное изображение четырех всадников апокалипсиса - это гравюра Альбрехта Дюрера:  

Четыре всадника. 1497-98. Гравюра на дереве. 399 x 286 mm. Художественный музей. Карлсруэ. Германия.

«Четыре всадника» – одна из самых известных работ А. Дюрера. Она входит в цикл из пятнадцати гравюр на дереве, созданных им для иллюстрации «Апокалипсиса». Этот цикл принес художнику всемирную славу. Мимо зрителя к неведомой цели мчатся четыре всадника, совсем не замечая, что их кони через мгновение растопчут горстку людей. У первого всадника на голове корона, он отпустил поводья и, натянув тетиву лука, готов поразить кого-то. Однако лицо его не выражает ни злобы, ни ярости, словно ему жаль свою будущую жертву.

Другой всадник, в диковинном колпаке, в стремительном движении весь подался вперед и яростно замахнулся мечом. Он разгневан чем-то и поэтому беспощаден. Третий всадник, находящийся в центре гравюры, выделяется среди своих спутников крепким сложением и богатством одежды; его конь – это могучий тяжеловоз в роскошной сбруе. Лицо всадника обращено вверх и выражает отрешенность и равнодушие. Эти трое наездников мчатся бок о бок, их фигуры так тесно сомкнуты, что всю группу можно принять за трехглавого коня. А рядом, но обособленно от них спешит на костлявой кляче полуголый тощий старик, его ноги почти касаются земли. На лошади четвертого всадника нет ни седла, ни попоны, а вместо поводьев болтается веревка. Припадая к земле, кляча перескочила через упавшего человека в короне, к которому подползает огнедышащее чудовище, приближающееся к людям вслед за всадниками.

Все четыре всадника являются олицетворением известных библейских образов. Первый – лучник – это Победитель. Всадник, занесший над головой меч, символизирует Войну. Третий их спутник, Голод, держит в руках весы. Четвертый всадник – это Смерть. Чудовище, ползущее за ними, олицетворяет собой ад, где будут мучиться после смерти все грешники. В Библии эти всадники являются по очереди, и художники, иллюстрировавшие ее раньше, всегда изображали их порознь. Дюрер впервые объединил их в одной композиции.

Художник намеренно сближает рамки гравюры, вся группа персонажей едва помещается в них. Если бы Дюрер изобразил всадников чуть дальше, впечатление, производимое гравюрой на зрителей, не было бы столь ошеломляющим. Ощущение неизбежности расплаты усиливает массивность и кажущаяся медлительность центральной фигуры – всадника с весами. Медленно и тяжело опускаются на людей копыта коня, спокойно ниспадает его густая грива, почти касается земли тяжелая попона. И только по развевающемуся на ветру конскому хвосту можно догадаться о стремительности движения. Источник


Краткое изложения Откровения Иоанна Богослова:

И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. 
Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. 
И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. 
И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. 
И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. 
И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. 
И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. 
И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли -- умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными
История искусства

А вообще эта тема очень широко изображена в искусстве (и не только):

«Воины Апокалипсиса» (1887), худ. Виктор Михайлович Васнецов
Всадники Апокалипсиса. Василий Корень, 1696 г.


Всадник на белом коне

Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить.

(Откр.6:2)

Как правило в христианской традиции трактуется как Антихрист. Однако, белый цвет его коня так же ассоциируется с праведностью, а в 19 стихе книги Откровения Иисус описывается сидящим именно на белом коне, что породило другую точку зрения, а именно то, что первый всадник возможно сам Иисус. В традиционной трактовке нарицательное имя всадника — «Чума» («Мор»).


Всадник на рыжем коне

И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

(Откр.6:4)

Второго всадника ассоциируют с войной, из-за цвета его коня и меча. Нарицательное имя всадника — «Война» («Брань»).


Всадник на вороном коне

И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

(Откр.6:5)

Цвет коня третьего всадника намекает на цвет падшего [от голода] скота, а весы (мера) указывают на «безжалостное правосудие». Так же на голод намекает следующая строка:

И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

И хотя современному человеку данные цены ничего не говорят, во времена Иоанна Богослова это было чрезвычайно высокой ценой. Нарицательное имя всадника — «Голод» («Глад»).


Всадник на бледном коне

И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

(Откр.6:8)

Единственный всадник, чьё имя напрямую упоминается в Библии. Несмотря на то, что в русском синодальном переводе конь обозначается как «бледный», в греческом было использовано специальное слово для обозначения нездорового зеленоватого оттенка. Нарицательное имя всадника — «Смерть».
И еще об этом тут.

Карло Карра Всадники апокалипсиса, 1908. Институт искусств, Чикаго
А. Дюрер. "Смерть-всадник (Помни обо мне)". Уголь. 1505. Британский музей. Лондон.
Four horsemen of the Apocalypse, The Artist: CAROLSFELD, Julius Schnorr von. Date: 1851-60. Technique:  Engraving.  Notes:  From "Bibel in Bildern"
Benjamin West. Death on a Pale Horse. Pen, pencil and wash, 570 x 1120 mm. Dated '1783, retouched 1803'. London, Royal Academy of Arts.


Всадники Ashley Wood:

И как финал поста: Metallica - The Four Horsemen

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх