На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • михаил ошкин
    Индейцы тоже верили в добрых пришельцев...Истина где-то ряд...
  • Элеонора Коган
    У вас очень интересная и насыщенная жизнь, столько вы от природы познали и познаёте. А медведи с лисой меня здорово н...«Медведь украл у ...
  • Элеонора Коган
    Чудесный рассказ а вы - счастливый человек.«Медведь украл у ...

Как Китай станет главным производителем микросхем

3043090

Рассказываем, почему Китай и США не могут поделить рынок полупроводников и чем обернется это противостояние.

В Ухане, Китай, расположилась грязная строительная площадка размером с 12 футбольных полей — здесь глобализация уступает дорогу экономическому национализму. Грузовики со стальной арматурой один за другим въезжают на стройку государственной китайской компании Tsinghua Unigroup — она инвестирует 24 млрд долларов в строительство современного завода по производству чипов памяти.

Китай планирует стать крупным игроком на мировом рынке микросхем, и это вызывает тревогу у американского правительства.

Когда в 2015 и 2016 годах Unigroup пыталась купить американские полупроводниковые компании, Вашингтон это запретил и теперь рассматривает другие шаги по противодействию Пекину.

Советник Белого дома по торговле Питер Наварро говорит, что Китай «стремится захватить все больше сегментов рынка полупроводников». Он опасается, что Пекин наводнит рынок дешевой продукцией, что обанкротит американские компании.

Генеральный директор Unigroup Чжао Вэйго объясняет, что строит собственные заводы, поскольку Вашингтон не позволяет ему инвестировать в США. По его словам, китайские компании сталкиваются с дискриминацией во многих областях: «Это аномальная дискриминация».

Полупроводники — это компьютерные микросхемы, лежащие в основе цифровой революции. От них зависит вся мощь мировой экономики, и их создание уже давно входит в число наиболее глобализированных отраслей — проектирование и производство распределены по десяткам стран.

Сегодня эту индустрию раздирает битва между США и Китаем, иллюстрируя извилистый ход глобализации. Вашингтон обвиняет Пекин в использовании государственного финансирования и субсидий для получения доминирующего положения в полупроводниковой отрасли; раньше этот сценарий уже был реализован в производстве стали, алюминия и солнечной энергии.

Китай в ответ утверждает, что претензии американцев — попытка затормозить развитие Китая. Крупные американские игроки, в том числе Intel и Micron Technology, с одной стороны, стремятся к расширению в Китай, а с другой — опасаются проиграть субсидируемым государством конкурентам.

На протяжении десятилетий западные компании использовали дешевую рабочую силу развивающихся стран для развития передовых технологий — в результате весь мир имеет современные ноутбуки и iPhone. Нынешняя битва за рынок полупроводников означает перемены: усиление национализма, торговые войны и защиту рынков. За этим соперничеством также стоят разные взгляды на развитие технологий.

Американцы делают ставку на рынки и частную инициативу, а Китай полагается на государственное финансирование и планирует создание в отрасли местных локомотивов. По оценкам США, Китай собирается потратить на этот проект 150 млрд долларов — это примерно половина годовых продаж полупроводников во всем мире.

Республиканцы и демократы, спорящие по различным вопросам экономической политики, здесь единодушны, и межведомственная рабочая группа по полупроводникам, созданная администрацией Обамы в 2015 году, продолжила работу уже под руководством президента Дональда Трампа. По словам участников дискуссий, группа пытается выработать политику, которая осложнила бы для Китая освоение американских технологий.

Одна из идей состоит в ужесточении правил одобрения иностранных инвестиций в американские компании, что осложнит жизнь тем китайским фирмам, чьи деньги рассматриваются как сомнительные с точки зрения безопасности. Среди других вариантов — торговые санкции, более строгий экспортный контроль и дополнительное федеральное финансирование научных разработок.

Участник встреч объясняет, что общий принцип — взаимность, и к китайским инвестициям в США будут относиться так же, как в Китае — к американским. Если Пекин дискриминирует американские фирмы, США ограничивают инвестиции китайские инвестиции у себя дома. Министр торговли США Уилбер Росс сказал:

«Если Китай станет очень крупным и полноценным технологическим соперником, что будет с нашей полупроводниковой отраслью? Ее экономические основы будут разрушены».

Последний раз подобная проблема вставала перед индустрией в конце 1980-х и-за Японии. Тогда технологические достижения и торговые санкции помогли американцам победить: японские фирмы не могли сравниться с американскими по технологиям создания процессоров, а при производстве дешевых чипов не выдерживали ценовой конкуренции с Южной Кореей.

Впрочем, у Китая есть преимущества, которых не было у Японии: это крупнейший в мире рынок процессоров, потребляющий 58,5% от глобальных продаж полупроводников (по данным PricewaterhouseCoopers, 354 млрд долларов в 2015 году). Это дает Пекину возможность при желании дискриминировать зарубежных поставщиков.

Министерство технологий Китая отвергло эти опасения, заявив в интервью The Wall Street Journal, что индустрия электроники слишком глобализованна, и ни одна желающая выжить компания не может себе позволить выбирать компоненты, ориентируясь на что-либо, кроме цены и качества.

Вэй Шаоцзюнь, эксперт по электронике из Университета Цинхуа, консультирующий китайское правительство, говорит, что полупроводниковая программа Пекина вышла на новый уровень в 2012 году, когда импорт чипов впервые оказался дороже импорта нефти.

По оценке фирмы International Business Strategies, почти 90% чипов на 190 млрд долларов импортируются или производятся в Китае иностранными фирмами. Многие из них выступают в роли компонентов мобильных телефонов и компьютеров, собираемых на китайских фабриках и отправляемых на экспорт — топ-10 поставщиков микросхем в Китае по доходам это иностранные компании.

Вице-премьер Китая Ма Кай в этом году на заседании Всекитайского собрания народных представителей, законодательного органа Китая, заявил:

«Мы не можем полагаться на иностранные чипы».

Он возглавляет комитет Коммунистической партии, разработавший в 2014 году государственный план. Пекин создал национальный фонд финансирования полупроводниковой промышленности объемом в 20 млрд долларов («Большой фонд»), и поставил перед Китаем цель стать конкурентоспособным на международном уровне к 2030 году, а некоторым компаниям следует стать лидерами рынка.

При этом местные власти создали не менее 30 дополнительных фондов с заявленным финансированием более 100 млрд долларов. По оценке Bernstein Research, если все эти проекты будут реализованы, мировое предложение микросхем памяти к 2020 году опередит спрос примерно на 25%, что снизит цены, а с ними и прибыль полупроводниковых компаний по всей планете.

Китайские советники по этим вопросам говорят, что многие из провинциальных инвестиционных инициатив — просто показуха, и некоторые из проектов не будут реализованы. Пекин объединил 600 мелких китайских производителей чипов, отчасти убыточных, в несколько крупных компаний, и хочет, чтобы они стали конкурентоспособны на мировой арене.

Чжао Вэйго, 50-летний глава Unigroup, стал одним из первых, кому было доверено выполнять план правительства. В 2009 году его личная инвестиционная компания приобрела 49% акций коммерческого дочернего предприятия Университета Цинхуа, получившего название Tsinghua Unigroup, и вышла на рынок производства микросхем.

Союз государственных университетов с коммерческими предприятиями — пример гибридного китайского капитализма и инструмент быстрого вывода результатов научных исследований на рынок.

Сын школьного учителя, заклеймленного «правым» во время Культурной революции, Чжао рассказывает, что в детстве пас овец в Синьцзяне, на северо-западной границе Китая. Он поступил в Университет Цинхуа, один из лучших в Китае, и изучал там электротехнику, а позже много лет работал в компании Unigroup.

До покупки доли в Unigroup созданная им инвестиционная компания зарабатывала на угле, энергетике и недвижимости. В 2016 году шанхайская исследовательская компания Hurun Report оценила его состояние в 2,6 млрд долларов.

Долгие годы Чжао укреплял политические связи щедрыми пожертвованиями Университету Цинхуа — среди прочего, он подарил ему древние бамбуковые свитки с отрывками китайских классических произведений. Стоит отметить, что тот же университет заканчивал и президент страны Си Цзиньпин, который лично посетил коллекцию древностей.

В результате, когда «Большой фонд» открыл финансирование поглощений, Unigroup оказалась среди лидеров этого процесса — в 2015 году она попыталась купить производителя микросхем памяти Micron Technology, а позже — 15% акций в компании Western Digital, производящей решения для хранения данных.

Всего, по оценке исследовательской фирмы Rhodium Group, с 2015 года китайские фирмы предлагали инвестировать в американские полупроводниковые компании около 34 млрд долларов.

Некоторые заявки предполагали такую переплату относительно рынка, что американские чиновники шутили про китайцев, готовых заплатить «премию за шпионаж».

Например, после того как китайский план покупки подразделения по производству полупроводниковых материалов Royal Philips провалился, компания продала его американской частной акционерной группе примерно за половину предлагавшейся ранее стоимости.

Такие высокие ставки напугали Белый дом и индустрию в целом. По словам чиновников и представителей промышленности, на закрытых встречах Micron, Intel и другие предупреждали, что в лице Китая они столкнулись с угрозой своему существованию. Компании опасались оказаться в ловушке дилеммы заключенного — каждая из компаний боялась, что если она не продастся китайцам, это сделают конкуренты. Представитель Intel заявил:

«Несомненное лидерство США [в этой области] сталкивается с серьезными препятствиями».

В июле Германия утвердила ориентированные на Китай ограничения на покупку технологий иностранцами — возможность введения подобных барьеров рассматривает также Евросоюз.

По словам помощников Обамы, в 2016 году предыдущий президент поднял этот вопрос на встрече с Си Цзиньпином. Американский межведомственный Комитет по иностранным инвестициям ясно дал понять, что большинство предлагаемых сделок не будет одобрено.

По данным Rhodium Group, с 2015 года общая сумма сделок по китайским инвестициям в американскую полупроводниковую промышленность составила всего 4,4 млрд долларов. Ставка Unigroup на Micron не прошла, и Южная Корея, Тайвань и Япония также заблокировали подобные сделки.

Незадолго до окончания президентского срока Обамы полупроводниковая комиссия Белого дома предупредила, что китайские планы «угрожают конкурентоспособности американской промышленности», и предложила развивать фундаментальные исследования в США и, если политика Пекина будет вредить американскому бизнесу, ограничить китайские инвестиции.

Трамп, придя к власти, предложил сократить на 13% федеральное финансирование фундаментальных исследований (до 28,9 млрд долларов) в 2018 финансовом году. Тем не менее лоббисты полупроводниковой отрасли надеются увеличить объем исследований, связанных с производством микросхем.

На февральском совещании, посвященном полупроводниковой промышленности, китайские делегаты жаловались, что американские власти к ним несправедливы — они подсчитали, что Китай 55 раз упоминался в отчете Обамы.

Руководители китайских предприятий утверждают, что гораздо большую угрозу для американской индустрии представляет Южная Корея — из-за ее передовых технологий.

Технический аналитик по фамилии Эрнст говорит, что Китай, будучи отрезан от возможности войти на рынок с помощью поглощений, переманивает сотрудников иностранных фирм, а также лицензирует или крадет технологии. В Unigroup и других китайских компаниях возможность кражи отрицают.

После того как план Unigroup по приобретению Micron развалился, компания наняла Чарльза Кау, бывшего главу тайваньского совместного с Micron предприятия, и других экспертов с острова, а также объявила, что примерно за те же деньги, которые планировалось заплатить за Micron, построит собственную фабрику по производству микросхем памяти в Ухане.

Теперь у Unigroup новый план. В нем говорится, что компания больше не планирует покупать Micron, поскольку шансы на утверждение сделки американцами близки к нулю, но предлагает партнерство в противостоянии лидеру рынка Samsung Electronics — Чжао говорит, что союз технологий Micron и китайского капитала поможет обеим компаниям потеснить южнокорейцев.

Поскольку правительство США обеспокоено перспективами военного использования американских технологий в Китае, менеджеры из полупроводниковой промышленности говорят, что такое партнерство маловероятно.

В июне Эрнест Мэддок, финансовый директор Micron, сообщил аналитикам, что компания открыта для совместных предприятий в Китае, но передача интеллектуальной собственности — это «непростая проблема».

Micron также сообщает, что ФБР начало расследование деятельности бывших сотрудников Micron на Тайване — есть подозрение, что они, перейдя к конкурентам, включая Unigroup, унесли с собой данные предыдущего работодателя.

Джоэл Поппен, ведущий советник компании, в своем блоге написал: «Мы будем всеми силами защищать созданную десятилетиями труда сотрудников Micron интеллектуальную собственность».

Кау из Unigroup подтвердил факт расследования и заявил, что его компания полностью чиста.



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх