На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • михаил ошкин
    Индейцы тоже верили в добрых пришельцев...Истина где-то ряд...
  • Элеонора Коган
    У вас очень интересная и насыщенная жизнь, столько вы от природы познали и познаёте. А медведи с лисой меня здорово н...«Медведь украл у ...
  • Элеонора Коган
    Чудесный рассказ а вы - счастливый человек.«Медведь украл у ...

Любовь Орлова и Григорий Александров в кадре и за кадром: Что скрывалось за фасадом идеального брака

304 

23 января исполнилось 116 лет со дня рождения знаменитого советского кинорежиссера, сценариста, актера, народного артиста СССР Григория Александрова. Его фильмы «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» стали классикой советского кинематографа, благодаря ему зажглась звезда Любови Орловой, которая всю жизнь была его женой и музой. Их называли идеальной парой, хотя было ли это так на самом деле?

Режиссера и актрису называли идеальной парой | Фото: kino-teatr.ruРежиссера и актрису называли идеальной парой | Фото: kino-teatr.ru

Свой первый фильм в качестве режиссера Григорий Александров снял в 1933 г. Это была музыкальная комедия «Веселые ребята». С главным героем проблем не было – режиссер изначально знал, что его сыграет Леонид Утесов. А вот героиню долго не могли найти. Его ассистент пригласил на пробы Любовь Орлову. Александров при первой встрече даже не обратил на нее внимания, а она запомнила этот момент навсегда: «Я увидела голубоглазого золотоволосого бога – и все было кончено». Ему было 30 лет, ей – 31. Оба на тот момент уже успели побывать в браке и развестись.Любовь Орлова в фильме *Веселые ребята*, 1934 | Фото: kino-teatr.ruЛюбовь Орлова в фильме *Веселые ребята*, 1934 | Фото: kino-teatr.ru

Кто-то посоветовал режиссеру посетить музыкальный театр при МХАТе, и актриса, на которую он не обратил внимания на кинопробах, поразила его на сцене театра – на тот момент Орлова блистала в спектакле «Перикола». В тот же вечер они познакомились, и Александров определился с выбором главной героини «Веселых ребят». Правда, его выбор не всем был понятен – 30-летней актрисе предстояло играть 18-летнюю героиню. Говорят, увидев ее, Утесов спросил: «Где ты нашел эту старую калошу?» А режиссер уменьшил количество эпизодов с Утесовым и изменил сценарий в пользу актрисы. С тех пор Орлова и Утесов друг друга недолюбливали. Во время съемок фильма начался ее роман с Александровым, а после окончания работы они поженились. Многие считали, что для Орловой это был брак по расчету – она понимала, что режиссер сделает ее звездой.
Кадр из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ruКадр из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru

 Режиссер и актриса на съемках | Фото: wday.ruРежиссер и актриса на съемках | Фото: wday.ru

Как режиссер Александров окружил Орлову невероятным вниманием – он ставил ей каждый жест, каждый поворот головы, определил точки, с которых камеры не должны были к ней приближаться – чтобы в кадре она представала в самых выгодных ракурсах. Многие ставили ему это в укор. Сергей Эйзенштейн долго не относился всерьез к творчеству своего ученика Александрова, и после съемок «Цирка» окрестил тройку его создателей – режиссера Александрова, композитора Дунаевского и поэта Лебедева-Кумача – «Орловскими рысаками». Во всех фильмах мужа она действительно не только исполняла главные роли, но еще и пела и танцевала.
Супруги в 1937 г. | Фото: 24smi.orgСупруги в 1937 г. | Фото: 24smi.org

 Супруги на подмосковной даче, 1941 | Фото: kino-teatr.ruСупруги на подмосковной даче, 1941 | Фото: kino-teatr.ru

В 1947 г. на Венецианском кинофестивале Любовь Орлова получила премию за лучшую женскую роль в фильме «Весна». В те времена это было большой редкостью. Орлову и Александрова называли единственной советской супружеской парой, которая могла свободно выезжать за границу – очевидно, руководство полагалось на то, что именно они могут улучшить имидж страны за рубежом. Орлова свободно говорила на французском и немецком языках, умела себя вести на светских раутах и официальных приемах и ни в чем не уступала зарубежным кинозвездам. 
Кадр из фильма *Встреча на Эльбе*, 1949 | Фото: kino-teatr.ruКадр из фильма *Встреча на Эльбе*, 1949 | Фото: kino-teatr.ru

Любовь Орлова и Григорий Александров были самой известной парой советского кинематографа 1930-1940-х гг. Они всегда приковывали к себе внимание, им завидовали, их успех раздражал, что порождало множество сплетен. Говорили, что режиссер позволял себе романы «на стороне», хотя эти слухи не нашли подтверждения. Ему приписывали романы даже с Гретой Гарбо и Марлен Дитрих, когда он бывал за границей еще до встречи с женой. Говорили также, что режиссер «лепил» из брюнетки Орловой ослепительную блондинку по образу Марлен Дитрих, которая была для него идеалом. 
Любовь Орлова и Марлен Дитрих | Фото: 24smi.orgЛюбовь Орлова и Марлен Дитрих | Фото: 24smi.org

 Супруги в 1950 г. | Фото: dubikvit.livejournal.comСупруги в 1950 г. | Фото: dubikvit.livejournal.com

Но большинство биографов уверено: единственным в их жизни был далеко не любовный треугольник – Орлова стала любимой актрисой Сталина, а Александров не пользовался его благосклонностью, хотя тот и покровительствовал его творчеству. Ходила легенда, очевидно, имевшая под собой реальные основания: однажды Сталин как бы в шутку заявил Александрову о том, что если он обидит Орлову и с ее головы упадет хоть один волосок – обидчика расстреляют. В середине 1952 г. был арестован сын режиссера от первого брака Дуглас (названный так в честь знаменитого американского актера Дугласа Фербенкса). Но в 1953 г. Сталин скончался, и вскоре после этого Дугласа освободили.
Орлова и Александров в 1953 г. | Фото: kino-teatr.ruОрлова и Александров в 1953 г. | Фото: kino-teatr.ru

Когда у Орловой ее родственница однажды спросила, почему она почти не снималась у других режиссеров, актриса ответила: «Ну представь себе: подготовительный период, потом экспедиция, озвучание – это получается целый год, а то и более без Гришеньки! Нет, это невозможно!» Она всю жизнь хранила все его записки, даже такие как «Буду в 6». Каждый Новый год они встречали вдвоем на даче во Внуково – это стало многолетней традицией.
Супруги на подмосковной даче, 1955 | Фото: aif.ruСупруги на подмосковной даче, 1955 | Фото: aif.ru

 Супруги в Вене, 1962 | Фото: dubikvit.livejournal.comСупруги в Вене, 1962 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Многие удивлялись, почему у этой красивой и крепкой пары не было детей. Александров объяснял это тем, что супруга сначала не хотела, а потом – не могла. Орлова отшучивалась, что у нее уже есть сын – это ее Гришечка. Многих поражало то, что супруги спали в разных спальнях, называли друг друга на «вы», что Орлова появлялась перед мужем только «при полном параде», с прической и макияжем. Это породило слухи о том, что их брак – фиктивный, хотя на самом деле это было не так.
Режиссер и актриса в домашней обстановке, 1960-е гг. | Фото: aif.ruРежиссер и актриса в домашней обстановке, 1960-е гг. | Фото: aif.ru

Конечно, многие сомневались в том, что их брак был таким же образцово-показательным, каким выглядел со стороны. Были и те, кто утверждал, что обоим был просто выгоден этот союз в карьерном плане. Ее обвиняли в том, что она была любовницей Сталина, его подозревали в нетрадиционной ориентации – каких только домыслов не порождал этот союз! Но все сложные периоды в жизни они помогали друг другу преодолеть – так, в конце 1930-х гг. Любовь Орлова начала злоупотреблять алкоголем, но Александрову удалось спасти ее от этой пагубной привычки – он пригрозил ей окончанием кинокарьеры.
Супруги в 1967 г. | Фото: kino-teatr.ruСупруги в 1967 г. | Фото: kino-teatr.ru

В середине 1950-х гг. в жизни пары начался еще один сложный период. Обоим уже было за 50, у обоих времена невероятной популярности остались позади. Орлова выступала на сцене Театра Моссовета, Александров руководил объединением на «Мосфильме» и преподавал во ВГИКе. Его новые работы были далеки от успеха фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Светлый путь», «Весна» и «Волга-Волга». Возраст брал свое, и постепенно роли Орловой в театре начали отдавать молодым актрисам. Ее последней попыткой напомнить о себе зрителю стал фильм Александрова «Скворец и Лира», который злые языки тут же переименовали в «Склероз и климакс» – 70-летняя Орлова в нем играла 25-летнюю героиню, что даже при ее великолепных внешних данных выглядело комично. В результате фильм не выпустили на экраны, что подкосило актрису окончательно. Но и в этот период они поддержали друг друга.
Кадр из фильма *Русский сувенир*, 1960 | Фото: kino-teatr.ruКадр из фильма *Русский сувенир*, 1960 | Фото: kino-teatr.ru

В начале 1975 г. Любовь Орлова скончалась – у нее был рак поджелудочной железы. Супруг пережил ее почти на 9 лет. Вместе они провели 42 года – может, их брак не был идеальным, но вряд ли фиктивный союз продержался бы так долго. Через некоторое время после ухода актрисы умер сын Александрова Дуглас, а вскоре всех потрясла новость о том, что Александров женился на его вдове Галине. Но на самом деле она стала для него медсестрой и помощницей по хозяйству, а режиссер позаботился о том, чтобы у него остался законный наследник. 
Кадр из фильма *Скворец и Лира*, 1974 | Фото: kino-teatr.ruКадр из фильма *Скворец и Лира*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru

Источник

Картина дня

наверх