На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • михаил ошкин
    Индейцы тоже верили в добрых пришельцев...Истина где-то ряд...
  • Элеонора Коган
    У вас очень интересная и насыщенная жизнь, столько вы от природы познали и познаёте. А медведи с лисой меня здорово н...«Медведь украл у ...
  • Элеонора Коган
    Чудесный рассказ а вы - счастливый человек.«Медведь украл у ...

Конец эпохи Apple

Компания достигла пика развития, перестав выпускать революционные продукты и удивлять пользователей, — как в свое время это случилось с детищем Билла Гейтса.

На прошлой неделе Apple представила iPhone 7 — а в ее корпоративном твиттере видео анонса по чьему-то недосмотру появилось еще до самой презентации.

Особенной проблемы тут нет, поскольку в iPhone 7 мало новшеств — черный цвет, водонепроницаемость и отсутствие разъема для наушников. Ничего революционного.

Конечно, iPhone 7 — это очень качественный гаджет, но то же самое можно сказать почти про любой продукт Apple. Люди этого и ждут.

Беда в том, что новинки Apple перестали изумлять. Челюсть на пол больше не падает. Вы бы провели ночь в очереди за iPhone 7? Он того стоит? Вряд ли.

Что же случилось? Похоже, компания Apple достигла пика своего развития.

И это было очевидно еще задолго до явления миру iPhone 7.


Вершина

Признаки, что Apple достигла своего потолка, появлялись уже давно.

Например, можно вспомнить продажи iPhone: в этом году они начали снижаться — впервые с момента выпуска смартфона в 2007 году.

Возможно, стоило что-то заподозрить, когда компания решила построить свой «космический корабль» — новую штаб-квартиру в Купертино размером со здание Пентагона и стоимостью 5 млрд долларов. Как писал Чарльз Хью Смит:

«Когда банк строит себе новое шикарное здание, это обычно значит, что дальше будет только хуже.

Похоже, это такой способ прогневить богов бизнеса.

Так что новые штаб-квартиры — только что построенная у Facebook и строящаяся у Apple — должны нас настораживать».

Другим звоночком мог бы стать выпуск важнейшей новинки — часов, которые оказались не революционным устройством, как бывало раньше, а всего лишь удобным аксессуаром для iPhone.

Apple, выпустившая Apple Watch и планирующая переезд в «космический корабль» сильно отличается от той компании, к которой мы привыкли за предыдущие 10 лет.


2001−2010 годы: Яблочная революция

За восемь лет и три месяца Apple выпустила три важнейших продукта, изменивших мир.

23 октября 2001 года. iPod, в который можно было загрузить тысячи песен, полностью перевернул музыкальную индустрию, убил компакт-диски и ввел человечество в цифровой век музыки, фото и видео. Он не был первым плеером такого рода, но впервые все было сделано как надо.

9 января 2007 года. Стив Джобс представил iPhone, отмечая начало эры смартфонов. iPhone вытеснил с рынка Blackberry, Nokia, Motorola и все остальные устройства того времени. Это был первый телефон с действительно работающим сенсорным экраном, — и первый смартфон, действительно заслуживающий внимания.

27 января 2010 год. Уже глубоко больной Стив Джобс представляет iPad, и каждый американец понимает, что ему нужен планшет. Хотя пик продаж iPad пришелся на 2003 год, и устройство никогда так и не догнало iPhone по продажам, это был первый действительно массовый планшет, хотя первые устройства такого рода появились на рынке еще в 1989 году. Картман, персонаж мультсериала South Park, так охарактеризовал место iPad на этом рынке: «Хм, любой знает, что все, кроме Apple, — мусор».

Выпуская iPhone, iPod и iPad, а также Macbook и iMac, Стив Джобс как бы говорил хайтек-индустрии: «Вы все делаете не так. Смотрите, как надо».


Что дальше?

Как понять, куда будет двигаться компания? Раньше Apple выпускала свои революционные продукты на зарождающихся, неразвитых рынках. Потенциал MP3-плееров, сотовых телефонов и планшетов был смутно понятен всем, но до Apple никто не мог его реализовать.

Компания никогда не стремилась стать первой — она была лучшей.

В этом смысле достойным следующим устройством мог бы стать проект Titan, о котором ходит столько слухов, то есть электрический автомобиль — его ждут к 2020 году. Может быть, Apple планирует заново изобрести привычное нам всем транспортное средство? Если бы Стив Джобс был жив, он бы придумал что-то интересное, в то же время он бы настороженно отнесся к перспективе соваться в автопром.

В отличие от планшетов в 2010 году, мобильных телефонов в 2007 году и MP3-плееров в 2001 году, автомобильная промышленность — это не новая область. Этой индустрии более ста лет, и там жестокая конкуренция. Во всех сегментах, от дорогого до самого дешевого, есть свои игроки и лидеры. Не то чтобы в этой области было нечего делать — новый подход можно найти всегда — но автопром не выглядит логичным направлением для Apple, какими были в своем телефоны и планшеты. Возможно, Apple удастся добиться доминирующего положения в этой области — а Mercedes-Benz сделает смартфон нового поколения.

Ну хорошо. Предположим, Apple собирается конкурировать с Tesla и выпускать электрические автономные смартфоны на колесах. Почему, раз так, Apple просто не купит Tesla? У нее 231 млрд долларов наличности, а Tesla стоит 30 млрд долларов. Для гигантской Apple нет никакого смысла конкурировать с крохотной Tesla.

Если Apple действительно делает машину, вероятно, эта история будет похожа на космическую гонку. Когда Джон Кеннеди пошел ва-банк, заявив, что США в 1970 году пошлют человека на Луну, он понимал, что, даже если конкретный проект потерпит неудачу, он даст толчок многим инновациям. Если Apple действительно делает автомобиль, вполне вероятно, она руководствуется теми же мотивами: не догоним, так хоть согреемся.

Не стоит ожидать значительных инноваций и от iPhone. Например, нынешние смартфоны дошли до предельного размера экрана. Владельцам iPhone 6S Plus трудно представить телефон еще больше — это будет уже планшет.

С каждым годом у камеры у смартфонов становятся все лучше, экраны — прочнее, а процессоры — быстрее. Но даже если мы дождемся действительно серьезных обновлений вроде терабайтных хранилищ, недельной работы от батареи, встроенного проектора и т. д., ничто из этого не изменит рынок так, как это сделал первый iPhone, превратив раскладушки с T9 в карманные суперкомпьютеры. Основной прогресс на этом рынке пришелся на 2007−2012 годы.

Следующее революционное устройство будет не смартфоном — и вряд ли это будет Apple Car. Что же тогда?


Революция придет не отсюда

В январе 2017 года исполнится 7 лет с момента запуска последнего действительно инновационного продукта Apple. Напрашивается предположение: может быть, никакой революции ждать просто не приходится?

Если посмотреть на список перспективных проектов, каждый из которых мог бы изменить мир, мы не увидим там Apple.

Хороший кандидат — устройство для восприятия виртуальной реальности, то есть принадлежащий Facebook Oculus, или гарнитура дополненной реальности вроде Google Glass.

Возможно, это будет Amazon со своим Echo — это, может быть, не революция, но очень впечатляющая технология. Джефф Безос готов рисковать и тратить деньги на новые продукты, даже если некоторые из них, как Fire Phone, оказываются провальными.

Возможно, все перевернут личные дроны, жужжащие у каждого за плечом и избавляющие нас от необходимости использовать транспорт во многих ситуациях.

Может быть, кому-то удастся уговорить нас встроить смартфоны прямо в мозг. Или кто-то доведет до рыночного применения голографические технологии.

Apple — самая большая и самая известная в мире компания, поэтому она неизбежно окажется игроком во всех этих областях или по крайней мере в некоторых. Но без Стива Джобса раздвинуть границы существующей реальности им уже не под силу, и, если в перечисленных сферах и случатся качественные скачки, их автором будет не Apple.

В какой-то момент из компании может уйти дух инноваций. Они теряют темп и начинают предпочитать консервацию — развитию. Когда мы молоды и бедны, мы легко рискуем. Потом мы становимся старше, отращиваем живот, и риск нас уже не привлекает. У Apple есть хорошие продукты и созданные самой компанией рынки, и теперь пришло время эволюции и наращивания квартальной прибыли. И место инноваций занимает скупка небольших компаний.

Вот что такое Apple теперь. Это новая Microsoft.


Что значит «новая Microsoft»?

В 90-е годы, когда надувался технологический пузырь, Microsoft была всеобщей любимицей. За десять лет ее акции выросли на 9500% — еще бы, компания сделала массовым персональный компьютер. К началу 2000 года компания Билла Гейтса была самой крупной в мире, обогнав американских гигантов: General Electric, Coca-Cola и IBM. На пике Microsoft стоила 900 млрд долларов (с поправкой на инфляцию) — гораздо дороже, чем Apple с ее 700 млрд долларов в 2015 году.

В январе 2000 года, когда Билл Гейтс отошел от дел, акции Microsoft стоили $58. И выше они уже не поднимались — сейчас они стоят $57. Получается, что Microsoft 17 лет топчется на одном месте.

Поэтому, как только Microsoft достигла вершины, инвесторы начали искать «следующую Microsoft» со следующим продуктом, способным изменить мир, — им нужны быстрорастущие компании, а не зрелые.

«Следующей Microsoft» оказалась компания Apple — возможно, самая яркая история корпоративного успеха в 21 веке. С декабря 2000 года по май 2015-го акции Apple выросли более чем на 12000%. А за последние четыре года — только на 11,6%. Все, что компания делала с 2012 года, для инвесторов почти не имело значения.

Любой быстрый взлет имеет свой конец.

Но не думайте, быть новой Microsoft не так уж и плохо. Microsoft остается одной из крупнейших в мире компаний с рыночной капитализацией в 449 млрд долларов. Проблема в том, что она не растет. Такое же будущее ждет и Apple. В жизненном цикле бизнеса Apple достигла этапа «зрелости». Большинству молодых людей трудно представить себе Apple не на острие прогресса, но, похоже, этот день настал.

С точки зрения инвестора, Apple сейчас — безопасная акция. Она входит в индекс Dow, то есть это стабильная и низкорисковая бумага. Поскольку рост прекращается, будут расти дивиденды, чтобы люди покупали акции. Этот путь прошла Microsoft, а до нее IBM, Coca-Cola и многие другие гиганты.

Конечно, люди будут продолжать покупать iPhone и менять старый на новый, но такого культа бренда как раньше уже не будет. Ее продукты есть у всех, обладание iPhone перестало быть признаком статуса. В 1996 году было круто иметь компьютер с Windows, а в 2010 — было круто вынуть из кармана iPhone. А теперь уже нет.

Что же выделяло Apple среди конкурентов? Это было влияние Стива Джобса, и теперь уже понятно, что его смерть стала переломным моментом. Apple пользуется наследием Джобса и созданным им брендом, но не более. Пройдет немного времени, эпоха Джобса окончательно уйдет в прошлое, и в Apple уже не будет ничего особенного. Стив Джобс и был Apple — и до сих пор в какой-то степени остается. Но это не навсегда.

Не думайте, Джобс не хотел стать незаменимым. Представьте, если бы вы построили большую компанию, неужели вы бы не хотели, чтобы она продолжала существовать и после вашей смерти? Как и Эдисон, основавший General Electric, Форд и другие, Джобс хотел, чтобы Apple меняла мир еще долгие годы. И компания будет жить, и, вероятно, будет жить долго, но без дальновидного основателя и лидера это будет уже немного другая жизнь.

Джобс был подобен падающей звезде. К сожалению, его гений был, как и все в мире, мимолетен. Дни, когда мы любили Apple за перемены, которые она несла в нашу жизнь, остались в прошлом. Это было удивительное время, но теперь нужно смотреть вперед.

Билл Гейтс дал миру Microsoft, а Стив Джобс — Apple, но новые Гейтс и Джобс придут не из Microsoft и Apple. Будущее хайтека за молодыми выскочками. Имена некоторых из них мы уже знаем, о некоторых нам лишь предстоит услышать.

Но они придут не из Apple.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх