На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алиса Майская
    Все это фантазии дизайнеров. Живу в Европе, вижу, как "млеют от счастья" в Дании, Швеции, Франции, Голландии, Германи...Что-то не так: сч...
  • Александр Сысоев
    Если хюгге - смысл жизни, ради которого живешь на белом свете, то это уютное безумие ведет к разрушению личности. Во ...Что-то не так: сч...
  • svet alex
    Шарлатан! Никогда ему не верила и не слушала. Однажды решила проверить его воздействие на меня и прослушала целый его...Кашпировский: поч...

Постправда против диктатуры: Вымышленная жизнь звезд в проектах Элисон Джексон

304Обама с косяком, мастурбирующая Монро и королева Елизавета в клозете — британский фотограф Элисон Джексон уже 20 лет доказывает: камера лжет, а мы все вуайеристы.

Элисон Джексон47 лет

Художница и фотограф, обладательница наград ICP Infinity Award и The Photographers Gallery Award. Работы Джексон включены в коллекции MоMA, Королевского колледжа искусств (Лондон) и Брюссельского музея фотографии, а выставки проходили в Австрии, Великобритании, Канаде, США, Франции и Швейцарии.

Фотографическая карьера Элисон Джексон наглядно демонстрирует: в XXI веке в глазах смотрящего не только красота, но и правда. Покуривающий травку Обама; «Мисс Мексика» на столе в кабинете Трампа; принцесса Диана с любовником Доди Аль-Файедом и кудрявым младенцем; Элтон Джон, застуканный за деликатной процедурой колоноскопии… Эти кадры — не находки папарацци, сделанные из-за штор или через дверной проем, а тщательно срежиссированные постановки с участием загримированных актеров и актрис. Воссоздавая сцены из жизни знаменитостей по мотивам популярных слухов и фантазий, британский провокатор критикует желтую прессу, а заодно и всех нас — запутавшихся между реальностью и фальшью.

Проекты британки, собранные в 2016 году в книге Private, — психологический тест на узнавание себя. Не оказывается ли желание поверить в то, что могло бы быть, сильнее критического взгляда? Исследуя пластичные границы между правдой и ложью, творчество Элисон Джексон формирует новую категорию фотожурналистики — реальность не снимка, а фантазий.

Несмотря на то что с темой антихайпа Джексон начала работать более 20 лет назад, каждая ее новая серия оказывается все более провокационной. По поводу недавней публикации серии снимков с участием двойника Трампа художнице даже пришлось советоваться с юристами. Однако и до появления скандальной фотографии с членами Ку-клукс-клана, которые обнимаются с наряженным в президента актером, в портфолио британки имелось множество снимков, вызвавших негодование публики.

Все началось почти 20 лет назад, когда Элисон, впечатленная массовой скорбью по поводу смерти принцессы Дианы, задалась вопросом: а возможно ли будет когда-либо от ее образа избавиться? Видимо, продолжая рефлексировать на эту тему, художница достала ружье и расстреляла портрет принцессы. Изображение, конечно, было повреждено, но из памяти, признается фотограф, стереть картинку оказалось невозможно. Равно как и из коллективного сознания британцев.

«Пресса писала о ее смерти практически в порнографическом ключе, — отмечает художница в выступлении на TEDGlobal Talk. — Звучали вопросы „А какая часть артерии оторвалась от какой части тела?“ или „А от чего именно она умерла на заднем сиденье автомобиля?“. Этот массовый акт вуайеризма и вызвал мой интерес».

Итогом стал снимок, который положил начало новому направлению творчества Джексон, — постановочный портрет с участием двойников Дианы и Доди Аль-Файеда с курчавым младенцем на руках. Фантазии читателей на тему «а что, если бы», активно подстегиваемые СМИ, обрели реальные формы. Кадр не отражал эпизод из жизни пары, но наглядно демонстрировал другой «тип» правды — костюмированную фантазию по мотивам реальности, в которую зрители с готовностью верили.

В последующих работах фотограф продолжила исследовать границы между правдой и желанием выдавать за нее свои фантазии. В поле зрения Джексон попадали звезды из самых разных вселенных — от рэперов до членов королевской семьи. Апроприация мифов и сплетен желтой прессы получалась особенно правдоподобной, когда при создании снимков автор стала использовать популярные визуальные коды из папарацци-фотожурналистики. А именно — зернистость, нечеткость, имитацию съемки «из-за шторы», выражения лиц звезд, якобы застигнутых врасплох в интимный момент.

«Мы не можем больше полагаться на собственное восприятие, — комментирует Джексон. — Вместо двух переодетых актрис, например, мы предпочитаем видеть Камиллу и королеву. Я восхищена тем, как то, что мы считаем настоящим, необязательно им является. Камера способна лгать… А на фоне всей этой бомбардировки картинками говорить неправду становится так легко».

Все проекты, появившиеся благодаря фантазии Элисон Джексон, связаны одной и той же идеей — критикой подпитываемого интернетом и СМИ культа знаменитостей. Фотография «делает звезд», уверена британка. Фактическая недосягаемость тех, кто родился знаменитым или забрался на вершину славы, заставляет обычных людей все больше жаждать их близости. А рассматривание редких (неважно — реальных или срежиссированных) сценок из звездной жизни дает желанную иллюзию: «О, теперь я знаю их лучше! Они такие же, как и я!» Элисон Джексон преподносит любопытным все, чего они так ждут: королеву на унитазе, задумчивого Джорджа Буша с кубиком Рубика, Джека Николсона в окружении грудастых подруг, «Бранджелину», выбирающую в супермаркете очередного младенца.

В начале нулевых творчество Джексон комментировали материалы с заголовками «Как далеко может зайти искусство?», «Это щадящий взгляд на то, что могло бы произойти, или безвкусная эксплуатация?», «Низкопробное трюкачество насмехается над настоящим искусством».

«Я была объявлена омерзительной художницей, — вспоминает Элисон. — Но, заметьте, пресса писала об этом, выделяя целые развороты на публикацию самих снимков!»

Тем временем море изображений, мелькающих тут и там, сделало свое дело. Читатели, обращающие гораздо больше внимания на фотографии, чем на подписи к ним, стали воспринимать постановки как реально подсмотренные ситуации из жизни звезд. «Недавно я ужинала рядом с какими-то людьми, и один человек вдруг отметил, что есть отличная фотография королевы, сидящей рядом с букмекерской конторой Уильям Хилл. Они были уверены, что снимок настоящий!» — говорит художница.

В цикле, вошедшем в фотокнигу Private, Элисон Джексон работает с образом президента США Дональда Трампа — относительно этой темы фотограф уже получила предупреждение от адвокатов. Несмотря на то что ряд журналов все же опубликовал снимки с двойником Трампа, самые провокационные изображения, включая сцену братания с членами Ку-клукс-клана, издатели обнародовать побоялись.

«Это, конечно, пугает и заставляет нажать на педаль тормоза — весьма тревожные звоночки», — признается британка в материале The Guardian. Ее беспокоят самоцензура и посягательства на свободу самовыражения художников: «Если мы пойдем на компромисс в вопросах свободы творчества, мир перестанет быть веселым местом. И неважно, идет ли речь о художниках, карикатуристах или сатириках, — свободное радикальное мышление всегда должно существовать. Без него настанет царство диктатуры».

Все фотографии предоставлены Элисон Джексон.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх