На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алиса Майская
    Все это фантазии дизайнеров. Живу в Европе, вижу, как "млеют от счастья" в Дании, Швеции, Франции, Голландии, Германи...Что-то не так: сч...
  • Александр Сысоев
    Если хюгге - смысл жизни, ради которого живешь на белом свете, то это уютное безумие ведет к разрушению личности. Во ...Что-то не так: сч...
  • svet alex
    Шарлатан! Никогда ему не верила и не слушала. Однажды решила проверить его воздействие на меня и прослушала целый его...Кашпировский: поч...

Цыганский суд: чем он отличается от светского

Цыгане пришли в Европу в XV веке и с первых лет проявили свою независимость. Еще в 1432 году император Священной Римской империи Сигизмунд выдал грамоту цыганскому вожаку Ладиславу, в которой разрешал карать и миловать виновных.

В наше время кочующий народ продолжает жить в отрыве от остального общества и государства. Остался у него и собственный суд, не признанный и не подчиняющийся светским властям.

Цыгане неоднородный народ. Он делится на множество групп, объединенных этическим происхождением и страной проживания. Например, «люли» живут в Центральной Азии, «кале» в Южной Европе и Латинской Америки, «синти» в Западной Европе и Скандинавии, «рома» – Восточной Европе и странах бывшего СССР.

На группы кочевники делятся не только по месту происхождения предков, но и способу заработка. Ловари – торговали лошадьми (и крали их), котляры – чинили котлы и прочую металлическую утварь, урсары – дрессировали медведей и выступали на ярмарках.

Цыгане-котляры

Большинство цыган живут закрыто и придерживаются собственных законов. А там, где есть закон, будет и свой суд. Кочевники называют его «романо сэндо», «крис» или просто «сходка».

Поиск согласия

Суд цыганский и светский отличается своей идеей. Гражданский судья опирается на «сухой» закон и должен наказать подсудимого по всей его строгости. Цыганский судья в первую очередь пытается найти консенсус и померить все стороны конфликта. Делается это через цыганские принципы о справедливости. В зависимости от сложности дела в процессе участвует от 3 до 25 человек из числа самых подсудимых и наиболее уважаемых членов общины.

Сами цыгане называют этих людей «крисатори» и стать им может только мужчина, глава семейства у которого уже есть взрослые дети. По необходимости приглашают авторитетных людей с соседних или родственных кланов. Суд длится до принятия решения, за которое должны проголосовать все без исключения судьи. Самый частый приговор – денежная компенсация одной стороны другой.

Если у виновника нет денег, то штраф должны выплатить его ближайшие родственники. Казнить преступника запрещено. Самое страшное, что может ждать цыгана – изгнание из общины.

Официально суд крисатори никем не признан, однако он влиятелен в странах с большими цыганскими общинами. В Болгарии работает «Большой цыганский суд», а в Румынии 10 лет действует «Европейский комитет цыганских крисатори», в который входит полторы тысячи судей.

Уклад жизни цыган разительно отличается от нашего и в гендерных вопросах. И их женщины, хоть и выглядят довольно раскрепощенно, не имеют в таборе практически никаких прав.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх