На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алиса Майская
    Все это фантазии дизайнеров. Живу в Европе, вижу, как "млеют от счастья" в Дании, Швеции, Франции, Голландии, Германи...Что-то не так: сч...
  • Александр Сысоев
    Если хюгге - смысл жизни, ради которого живешь на белом свете, то это уютное безумие ведет к разрушению личности. Во ...Что-то не так: сч...
  • svet alex
    Шарлатан! Никогда ему не верила и не слушала. Однажды решила проверить его воздействие на меня и прослушала целый его...Кашпировский: поч...

«Стеклянный» французский король

Король Франции Карл VI был самым возвеличенным представителем «стеклянных людей», которые появлялись по всей Европе в период между XV и XVII веками.

Карл VI, прикованный к постели



Король Карл VI, который правил Францией с 1380 по 1422 год, придерживался странного убеждения: он верил, что был сделан из стекла. Чтобы защитить своё хрупкое тело, он носил специальную усиленную одежду. Боясь разбиться от чьего-либо прикосновения, он запретил своим придворным приближаться к нему. Ещё до этой трансформации жизнь короля была полна безумия. В 1392 году, поражённый приступом ярости и паранойи, он убил четырёх своих рыцарей. Всю оставшуюся жизнь его преследовало видение этого ужасного злодеяния.

В следующем году снова произошла трагедия. Король и пятеро его компаньонов переоделись в «дикарей» на праздник, они были полулюдьми, полузверями, в лохмотьях и с растрёпанным мехом. Случайная искра упала на костюм одного из них и подожгла его. Вскоре все шестеро оказались в огне, и только королю и одному компаньону удалось выжить. Событие вошло в историю под названием “Bal des Ardents”, или «Танец горящих мужчин». Оно потрясло короля до глубины души, и он до конца жизни боролся с дикой, разрушительной яростью. Убеждённость в том, что он был сделан из стекла, была лишь одним из его множества чудачеств.

Как ни странно, король Карл был далеко не одинок в своём стеклянном заблуждении. Он был лишь самым возвеличенным представителем «стеклянных людей», которые появлялись по всей Европе в период между XV и XVII веками. Рассказы о людях со стеклянными костями, стеклянными головами, стеклянными руками и стеклянными сердцами, изобилуют в медицинских и литературных текстах того времени. Один несчастный человек был убеждён, что его ягодицы сделаны из стекла и что, присев, он разобьёт их на мелкие осколки. Он боялся выходить из дома, чтобы стекольщик не переплавил его в оконное стекло.

Миниатюрная иллюстрация, изображающая “Bal Des Ardents” (примерно 1470 год)



Другой стеклянный человек отправился на Мурано, итальянский остров, который славится своим красивым стеклом. Он надеялся бросить себя в печь, чтобы превратиться в кубок. Ещё одна история повествует об учёном, который считал, что поверхность мира была сделана из стекла, под ним таился клубок змей. Он отказывался покидать свою постель, поскольку боялся, что разобьёт зеркало и упадёт к змеям.



Когда феномен стеклянных людей начал привлекать внимание учёных из разных сфер, разгорелась дискуссия относительно того, с чем он был связан – с медициной или верой – и была ли это болезнь тела или души. Согласно врачам того времени, стеклянные люди страдали от «меланхолии», болезни, особенно распространённой среди учёных и влюблённых. В соответствии со средневековым пониманием, здоровье человека достигалось посредством баланса между четырьмя компонентами: кровью, мокротой, жёлтой желчью и чёрной желчью. Меланхолия была вызвана избытком чёрной желчи, которая, как считалось, в поражённом организме имела стеклянный блеск, “vitrea bilis”. Чёрная желчь также была связана с интеллектом; меланхолия была одновременно проклятием учёных, поэтов и философов и источником их гениальности.

Семнадцатый век также был эпохой картин ванитас. Это жанр натюрморта, в котором символические предметы были сгруппированы вместе, чтобы представить хрупкость и быстротечность жизни. На таких картинах стекло, песочные часы, мыльные пузыри и увядающие цветы служили символом эфемерности жизни на Земле. Аналогичным образом, разбитый сосуд – общепринятый христианский символ хрупкости и ограниченности тела. Возможно, вера в то, что ваше тело было сделано из стекла, была реакцией на хрупкость человеческого тела и лёгкость, с которой его можно было разрушить в одно мгновение.

С другой стороны, у стекла была волшебная сторона. Изготовление стекла рассматривалось как своего рода алхимия: превращение песка и пыли в прозрачный хрусталь. Стеклу также приписывали волшебную способность растрескиваться при соприкосновении с ядом, власть «над золотом, серебром или любым другим минералом». (Человеческое тело сродни хрустальному кубку; оно сосуд, который трескается, когда наполняется ядом.)

В своём анализе феномена стеклянных людей историк Джилл Спик цитирует доклад о венецианском стеклоделии, написанный в ту эпоху и выражающий мистическую природу стекла. Глядя на печь, его автор размышляет: «Если у такого маленького печного огня есть сила превратить такой маленький комок тёмной пыли и песка в такое ценное чистое стекло, как хрусталь, то, несомненно, есть великий вселенский огонь, который разгорится в Судный день и своим яростным пылом окутает и превратить тело Земли в одну хрустальную глыбу». Спик говорит, что стеклянные люди, исходя из данной точки зрения, рассматривали себя как продукт подобного разрушения «очищающим огнём».

Эта идея эхом откликается в истории Карла VI. Был ли он изменён пламенем “Bal Des Ardents”, превратившись в «Стеклянного Короля»?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх