На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Таинственные образы Востока

Кто такая восточная красавица? Караван образов мелькает перед глазами, поднимая горячую пыль с сухих барханов, и недостижимо растворяется в песках пустыни словно мираж.

С древности загадки Востока заставляли искателей приключений следовать по шелковому пути, вдохновляли поэтов и художников, но что мы знаем о тайнах востока? Насколько приблизились к разгадке и пониманию красоты этого мира с его многовековой культурой? Самый известный образ для многих неразрывно связан с длинноволосой феей в полупрозрачном, богато украшенном камнями наряде, исполняющей зажигательные танцы в ресторанах. Но даже в этом искусственном оазисе, сидя на подушках и ощущая флер благовоний, понятно, что на самом деле пленительный образ отполирован западной культурой и не восходит к богатой и многоликой истории Востока.

Современное представление о темноокой красавице во многом продиктовано образом, созданным знаменитой танцовщицей и шпионкой прошлого столетия Матой Хари. И хотя сама «райская птица» утверждала, что исполняет храмовые танцы Индии, в представлении людей именно такие одеяния стали связываться с Востоком.

Перелистаем страницы истории назад вместе с исследователем танцевальной мировой культуры модельером исторических костюмов Еленой Лисовской и на примере созданных ею шедевров попробуем разобраться в том, каков истинный облик восточной красавицы. Чтобы отличить псевдоэтнические одеяния от воссозданного исторического кроя, можно воспользоваться формулой: чем сильнее платье закрывает восточную красавицу, тем больше вероятности, что именно в эти одежды облачались дочери пустыни во времена седой старины. А вот тунисские костюмы в исполнении Елены Лисовской.

Закрытость одежды связана не только со скромностью. Если приглядеться, можно отметить, что костюмы обладают одной не сразу заметной общей деталью — шерстяным поясом на бедрах. Как рассказала Елена Лисовская:

Дело в том, что Тунис — не только страна песков, но и гор, в которых бывает холодно, а значит, такой облик девушки обусловлен климатом. Кроме того, Тунис славился развитой культурой шерстяного ткачества.

Отметим, что техника тунисского танца подразумевает много движений бедрами, так что во время выступлений внимание зрителя приковывается к поясу, который может украшаться помпонами. Аксессуаром для танца иногда служит кувшин. Сейчас можно только гадать, как юные девушки бережно несли драгоценную в сухих песках воду и по дороге придумывали танцевальный рисунок. К сожалению, увидеть его исполнение можно лишь на фестивалях. Это легко объяснимо: такой наряд скрадывает не только пышную копну волос танцовщицы, но и всю ее фигуру.

Иные образы навевает костюм сохранивших свою самобытность нубийцев. Характерная черта — изображение гусей, как, например, на костюме танцовщицы Екатерины Солпановой. Нубийцы украшают этими мотивами не только одежду, но и всевозможные предметы быта.

Задорный характер следующего костюма наглядно свидетельствует о стиле танца. Фото Марии Дмитриевой с первого взгляда дает понять, что иорданская дабка подразумевает акцент на движение ног.

А вот сценическая вариация палестинской дабки в исполнении Марии Марковой.

Ткань и украшения афганского костюма почти полностью закрывают девушку, как на фото танцовщицы Виктории Кирпи. Афганский танец может навеять ассоциации с узбекским. Елена Лисовская говорит, что такой танец не увидеть на улицах. Он более характерен для племен кочевников.

Еще одна разновидность восточного платья также связана с танцем, имеющим многовековую историю. Халиджи в переводе с арабского означает «залив». При его исполнении используется два платья. Нижнее, называемое «тоба». И верхнее — широкая галабея или абая. Девушка тоже скрыта широкой одеждой, но головной убор отсутствует. Объясняется все очень просто — исполнение танца не предназначалось мужскому глазу и, вполне возможно, служило определенной цели: высушить волосы и пропитать тело пряными ароматами благовоний. Рисунок танца включает много движений руками, плечами и волосами.

Для танца Верхнего Египта области El Saaid используют трости. Возможно, движения могли быть позаимствованы у погонщиков. Отсюда — наличие такого аксессуара. Елена Лисовская рассказала:

Есть теория о том, что народность «Саиды» — потомки коренного населения Египта, то есть древних египтян. Поэтому я включила в костюм мотивы древних египетских вышивок и символов. Египтяне до сих пор используют их в современном искусстве и дизайне, как, например, в рисунке современной галабеи из Каира.

Несмотря на то, что танец энергичный, современные стилизации позволяют создать очень женственный образ, как, например, в исполнении Натальи Барсовой.

Большая заслуга в сохранении и приумножении культуры Востока принадлежит основателю первого египетского национального фольклорного танцевального ансамбля Махмуду Реда. Благодаря его постановкам второй половины XX века до наших дней дошло представление о танце бедуинов Хаггала.

Вот что по это поводу говорит Елена Лисовская:

Представленный великим хореографом образ придуманным и был создан, чтобы подчеркнуть движения танца. В реальной жизни бедуины такие одежды не носят. Однако именно в этих вариациях, как на фото танцовщицы Екатерины Солпановой, образ Хаггалы принят за основу и остался в истории.

Упоминая о легендарной личности Махмуда Реды, стоит отметить его заслуги не только в сохранении культурных танцевальных традиций, но и в преумножении. Одно из созданных им направлений танцев называется Эскандарани (Александрия). Аксессуар танца — черный платок, который полностью скрывает дерзкий по восточным меркам наряд девушки, как показано на фото Натальи Барсовой (частичная реконструкция по фото конца XIX – начала XX века).

Как известно, арабы вторглись в 711 году в Испанию и в первую очередь покорили Андалузию. Это событие сказалось на облике страны и одежде, которая приобрела восточные очертания, возникшие по причине смешения культур.

Труднее всего рассказать о марокканском костюме. Эта страна по праву может считаться бриллиантом, каждая из граней которого выточена под воздействием отдельных народов и культур. Турецкое, берберское, арабское и даже христианское влияние причудливым образом сплелись и создали невообразимую смесь стилей.

Классической одеждой считается кафтан, как на исполнительницах дуэта «Ракс-Тайм». Или образ, созданный модельером Еленой Лисовской и танцовщицей Татьяной Сукмановой.

 

В деревенских мотивах присутствуют отголоски Османской империи и даже влияние Древнего Рима, читающееся в нарядах, напоминающих римские тоги, как на танцовщице Эльвире Фахретдиновой. Такие одеяния также характерны для живущего в Алжире берберского племени кабила.

 

Не стоит судить о восточных одеждах исключительно как о глухом одеянии, стремящемся спрятать всю красоту его обладательницы. «Женский костюм Ирана и Персии состоял из прозрачного верха и богато декорированного низа. Вот такой крой блузы был характерен для персидского Ирана в городском домашнем костюме до конца XIX века» — отметила Елена. Этот наряд, принадлежащий исполнительнице танцев Виктории Зиновьевой — воссозданный костюм эпохи персидского Ирана.

Еще один костюм, созданный по гравюре, свидетельствует о том, что женщина Востока не всегда была закутана в паранджу.

Другая реконструкция костюма позволяет представить облик знатной женщины Османской империи. Уникальность состоит в том, что образ воссоздан до мельчайших подробностей, в том числе необычная обувь.

А так мусульманские женщины одеваются сегодня. На фото запечатлена танцевальная вариация в исполнении Софии Гаммаль.

Сегодня мода восточного костюма стремится покинуть рамки фестивалей, выступлений и хлынуть в реальную жизнь. Его чары настолько пленительны, что способны проникнуть даже в окрашенную обыденностью офисную действительность. Расписные орнаменты с вышивкой ручной работы способны преобразить строгий дресс-код или вдохновить автора на создание платья по мотивам марокканского кафтана.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх