Итак, начнём...
-
1. Любимой книгой моего поколения я бы назвал «Незнайку на Луне». Разумеется, дети (как и взрослые) читали тогда всё - от грузинских народных сказок до Салтыкова-Щедрина. Глотали и Фенимора Купера, и Дюма, и Пикуля. Однако приключения русского хоббита Незнайки в «лунной Америке» были настоящим хитом. Это потом уже мы узнали, что «Незнайка на Луне» - это облегчённый вариант «Обитаемого острова» братьев Стругацких. Это уже потом мы поняли, что капитализм 1990-х - это суровая копия лунно-сказочной действительности. А тогда это было захватывающее действо с погонями, злоключениями и вполне взрослым юмором. И названия-то какие! Лос-Поганос (Лос-Пальмос), Паноптикум (по звучанию почти Коннектикут), сборище олгархов - большой бредлам (от «бред» и «бедлам»). Имена Скуперфильд, Спрутс, Жулио - это читается забавно даже теперь. Магазин разнокалиберных товаров, сантик (от сантима), фертинг (фунт стерлингов). В общем, книжка на все времена и на все возрасты.
-
2. Любимый фильм я бы не смог выбрать, зато не ошибусь, если назову любимой киногероиней Алису Селезнёву. Именно она собирает наибольшее количество комментариев, если речь заходит о советско-детстком кинематографе. Ни одна кино_девочек - ни Маша Старцева, ни Мальвина, ни Красная Шапочка, не пользовались такой бешеной популярностью. Как сказал один папа: «Какая ещё Гермиона?! Алиса Селезнёва - вот была героиня!». Красивая девочка, совершенно лишённая жеманства. Всезнайка и при этом - не зубрилка. Любит животных, умеет дружить, храбрая, прыгает через забор... Это эталон подружки для кого угодно - хоть для мальчика, хоть для девочки. Мальчики влюблялись, девочки хотели быть похожими или хотя бы - быть рядом, как Юля Грибкова. Несмотря на то, что фильм «Гостья из Будущего» был на тот момент менее популярен, чем «Приключения Электроника», но всё-таки именно Алиса Селезнёва сделалась ностальгическим символом позднесоветского кино. А вовсе не Сыроежкин и его железный клон.
-
3. Назвать песню поколения оказалось сложно - в детских садах и на пионерских мероприятиях пели одно, из мафонов орало другое - совершенно противоположное. Но была одна песня, которую с удовольствием выводили дети и подростки, даже на уроках музыки в школе. Это, как раз, песня из саундтрека к «Приключениям Электроника» - «Крылатые качели». Эту музыку любили практически все. Более того, наличие оной в девичьем песеннике не считалось отстоем. (Напомню, что в наших песенниках не было места детским песенкам, официозно-советским ораториям, а также всему устаревшему, к примеру, популярным хитам 1920-1960-х годов). А вот «Крылатые качели» очень даже могли поместиться, особенно с третьим куплетом, который не вошёл в фильм, но который потом пели пионерские хоры по радио. Даже я, по жизни слушавшая англоязычные диско-группы, очень любила эти самые качели.
-
4. Самым хитовым мультиком моего поколения я бы назвал «Тайну Третьей Планеты». Понятное дело, что мы любили все мульты, лишь бы не кукольные. Многие из вас назовут и Врунгеля и «Вокруг света за 80 дней», но почему-то именно «Тайна...» наиболее активно обсуждалась на переменках. Может, потому, что тогда в моде была фантастика. Может, потому что это был длинный мульт (но при этом не сериал, как Врунгель). Любопытная деталь - когда я накупила календарики с картинкой из этого мультфильма, я смогла их очень выгодно обменивать практически на все остальные виды календариков (кто не любил, тот не поймёт). Реплики персонажей были растащены на цитаты. «Птица Говорун отличается умом и сообразительностью... А хотите, я его стукну? Он станет фиолетовым, в крапинку...Не верьте ему! Это Глот с планеты Катрук!»
-
5. Из массовых зрелищ я бы выделил киножурнал «Ералаш». Обычно перед детским сеансом показывали именно его - это большинству нравилось гораздо сильнее, чем чем познавательный сборник «Хочу всё знать». Разумеется, были мальчики и девочки «в очках», которые любили именно умный киножурнал, но я к умным не относилась и поэтому любила именно «Ералаш» - приключения отвязных двоечников и их многострадальных родителей, смешные случаи на уроках и в повседневном быту, казусы подростковой любви и дружбы. А какие там были типажи! Прощай, Вася!... Куда же вы, тимуровцы?!... Теперь ты не Булавкин, а чемпион по поднятию тяжестей! Некоторые сюжеты сейчас выглядят устаревшими - современным детям не понять, кто такие тимуровцы и что за манипуляции проводит школьник с книжкой «Три мушкетёра» (про макулатуру), но некоторые всё ещё живы и актуальны.
-
6. Любимым детским брендом (или что это?) эпохи я бы назвал Олимпийского Медвежонка - 80. Он был нереально популярной персоной - с ним были футболки, значки, шоколадки. Его изображание украшало всё и вся. Дети пытались его рисовать, взрослые покупали фарфоровые статуэтки. Все плакали, когда он улетал на закрытии Олимпиады-80. Чебурашка, Мурзилка, кот Матроскин, герои из «Ну, погоди!» - все они разом побледнели рядом с Олимпийским Медведем. Помнится, что символ Фестиваля-85 - невнятная девочка Катюша - не пользовалась особой популярностью. Многие даже забыли, как она выглядела, а вот Медвежонок-80 до сих пор является символом стабильной и упорядоченной жизни брежневского правления.
-
7. Теперь плавно перейдём к игрушкам. Понятное дело, что девочки любили ГДР-овских кукол, а мальчики - машинки и луноходики. Все дружно хотели железную дорогу, но она была не только дорогой, но и дефицитной. Более того - она почему-то быстро надоедала. Ну, ездит туда-сюда, ну мелькают немецкие домики. Ну и? А вот мягкие игрушки, кажется, любили все. Они сопровождали нашу жизнь с самого детства - любимые мишки, зайчики, щенки. У некоторых детей были даже импортные лисы и пантеры. Стоили эти игрушки довольно дорого - импортная и вполне реалистичная лиса (например) оказалась куплена за 14 рублей. Но отечественные белки-зайчата с мультяшной наружностью были доступны всем. С мягкими игрушками можно было спать в обнимку, с ними можно было играть в школу и в больницу, они были лучшим подарком однокласснице.
-
8. Теперь от духовного перейдём к хлебу насущному, то есть к сортам мороженого. Мороженое любят, кажется, все дети. мы любили эскимо, «Лакомку», «Бородино», а ещё круглые шарики в креманках перед сеансом в кинотеатре. Недолюбливали классический пломбир за 48 копеек - он нам казался почему-то невкусным и скучным. Сейчас я наоборот люблю именно такие виды мороженого - без затей. Но самым хитовым сортом была фруктово-водная дешёвка за 7 копеек. Оно было в бумажных стаканчиках и с деревянной палочкой. Так как оно быстро таяло (в отличие от жирных сортов), то чаще всего оно продавалось какое-то деформированное и помятое. Но это никого не смущало - мы закупали его по 5-6 штук и с удовольствием кушали ярко-розовый лёд, который взрослые называли гадостью. Но мы им не верили.
-
9. Несомненным хитом нашего детства является импортная жевачка (или жувачка). Лучше всего, разумеется, фруктовая какая-нибудь, из разряда баббл-гамов. Она сказочно пахла, она долго и вкусно жевалась, она была символом красивой жизни. Её можно было надувать. У неё был фантик, а если повезёт, то и вкладыши. На них всегда изображались мультяшно-комиксовые персонажи. Их собирали, ими менялись, их...воровали. Их можно было даже продать. Как и во взрослом мире, ценились жевачки, произведённые в кап.странах, особенно американские и - японские. Япония была хитом сама по себе - оттуда шла передовая техника и модные календари с красивыми азиатками. Жевачки из соц.стран и особенно советские не ценились. Да, их жевали, но они занимали то место, какое и должна занимать жевательная резинка в жизни человека разумного...
-
10. Среди напитков несомненно первое место занимает... нет, даже не Пепси-Кола и не Фанта, а газировка из автоматов. Во-первых, это было дёшево - 3 копейки за воду с сиропом и 1 копейка - за обычную газ.воду без наполнителя. Мы специально собрали трёхкопеечные монеты, чтобы попробовать два имевшихся вкуса. Правда, и там разбавляли. Поэтому мы учились делать двойной сироп - сначала автомат выдавал каплю яблочного или грушевого вкуса, а потом уже лил воду. Так вот, надо было поймать каплю сиропа и потом пропустить воду. Затем повторить сироп. И тогда получалось вполне сносное пойло. Во-вторых, это было на улице - между делом, между игрой. Есть и пить на улице - святое дело для каждого ребёнка. Дома или даже в гостях - неинтересно!
-
Разумеется, были совершенно другие дети - они не собирали вкладышей и предпочитали слушать музыку Клода Дебюсси с Альфредом Шнитке. Я всё это понимаю. Поэтому заранее готова к наплыву бывших-умных-детей, которые в свои 3 года понимали, что хотел сказать Тарковский, а Феллини считали пройденным этапом. Верю, что такие были. Но я попыталась воссоздать хит-парад не только по своим личным воспоминаниям, но и, исходя из ваших же комментариев к советским темам.
Свежие комментарии