Побег из концлагеря: история счастливчиков, сумевших покинуть Соловки и выжить
15 мая 1925 года из Соловецкого концлагеря удалось бежать пятерым мужчинам. Группу возглавил бывший ротмистр Черкесского полка Юрий Бессонов. До Соловков он успел побывать в 25 тюрьмах, а в последнюю его посадили по обвинению в контрреволюционной деятельности.
Вместе с Бессоновым бежать решился Созерко Мальсагов, бывший белогвардеец. Он тоже успел отбыть наказание в нескольких тюрьмах, а в 1924 году его сослали в Соловки за преступления против государства, шпионаж и сотрудничество с иностранцами. Также в составе группы беглецов были два поляка, Сазонов и Мальбродский. Уже во время побега из лагеря к ним присоединился казак Василий Приблудин.
План побега
Строить план побега из советской тюрьмы Бессонов начал практически сразу, как оказался в СЛОНе. Быстро поняв, что в одиночку бежать будет трудно, он начал искать помощников. Сначала ему удалось договориться с Мальсаговым, хоть тот и подозревал в бывшем ротмистре агента ГПУ. После они сговорились с Мальбродским, у которого оказался припрятан компас, и с Сазоновым. План был прост, но дерзок: беглецы намеревались убежать с каторжных работ и направиться через леса в Финляндию. Они верили в свою удачу, поскольку Сазонов неплохо знал окрестности Соловецких островов.
В мае группу мужчин, собирающихся сбежать, направили на большую землю валить лес. Именно тогда они и решились на побег. Они сумели отвлечь бдительных красноармейцев, охранявших их, а когда Бессонов подал условный знак, кинулись на охранников. Одного из них удалось разоружить, а второй кинулся в сторону лагеря, но убежать не успел. Его ранил Мальсагов, ударив несколько раз штыком отнятой винтовки. После недолгих переговоров было решено взять охранников с собой, а по мере удаления от лагеря отпускать их. После того, как последний красноармеец был бы отпущен, группа беглецов должна была резко сменить направление движения. Таким образом Бессонов хотел запутать следы. Уже после разоружения охраны лагеря к беглецам присоединился Приблудин. Если бы он вернулся в лагерь, его бы ждали пытки и расстрел.
Работы заключённых в Соловках. Фото из архива Соловецкого музея-заповедника
Путь с Соловецкого архипелага
Группа беглецов направилась на север, по дороге отпустив двух охранников. Вернувшись в лагерь, те указали направление, в котором ушла группа. Но в это время беглецы, пройдя несколько километров, резко двинулись на запад через болота. За ними была организована погоня, но она быстро провалилась, следов бывших заключённых найти не удалось.
Между тем Бессонов и его товарищи двигались через болота и леса, изнывая от голода. Пару раз им приходилось заходить в селения, чтобы добыть хлеб, но жители отказывали им. Тогда беглецам пришлось промышлять кражами и даже разбоем. Они были готовы на всё, лишь бы не возвращаться в советский концлагерь.
Спустя несколько дней бывшие узники Соловков попали в засаду, но благодаря военной выучке Мальсагова и Бессонова им удалось сбежать от разыскивающих их красноармейцев. Впереди им предстояло много дней пути, их одежда превратилась в лохмотья, а от голода мужчины едва не падали. Но наконец 23 июня удача улыбнулась им. Беглецы вышли к реке и сумели на плотах переправиться на ту сторону. Первый же встреченный ими человек подтвердил, что они находятся уже не в СССР, а в Финляндии.
Прибывших из СССР бывших заключённых заключила под стражу финская полиция. Но, как отмечали сами беглецы, условия в зарубежной тюрьме были намного лучше, чем в советской. Спустя некоторое время мужчин всё-таки выпустили на свободу. Созерко Мальсагов направился в Ригу, а после — в Польшу. Ещё будучи в Риге он написал там биографию «Адский остров», в которой изобличал зверства, происходившие на Соловках. Юрий Бессонов перебрался во Францию, где также издал книгу — «26 тюрем и побег из Соловков», а после даже выступил с несколькими докладами о жизни на Соловецкой каторге. О судьбе Приблудина, Сазонова и Мальбродского ничего не известно, но, скорее всего, они тоже нашли приют в других странах.
Свежие комментарии