Почему бушевали споры вокруг певца-кастрата Морески - единственного скопца, чей голос записан для потомков

304

История оставила немало воспоминаний о знаменитых певцах-кастратах и их восхитительных голосах. Увы, перенестись в те далекие времена и услышать пение, например, Фаринелли или Сенезино мы не можем, но до наших дней дошли аудиозаписи голоса другого такого вокалиста – Алессандро Морески. И пусть его пение неидеально – зато он прославился уже тем, что ему выпало стать последним профессиональным певцом-кастратом, да еще и оставить последующим поколениям живую запись своего голоса.

Обычно будущих оперных кастратов подвергали процедуре оскопления в возрасте шести-девяти лет, когда уже было ясно, что у мальчиков хорошие вокальные данные.

Морески же прошел эту манипуляцию в младенчестве – он появился на свет в 1858 году с врождённой паховой грыжей, и кастрацию врачи того времени порекомендовали как единственный способ спасти ребенку жизнь. В общем, в случае с Алессандро никто не мог заранее знать, станет он обладателем восхитительного голоса, как, например, великий Фаринелли, или нет.

Алессандро в 19 лет.

Морески рос в те времена, когда мода на оскопленных певцов уже шла на спад. Родители отдали сына в капеллу Мадонны дель Кастаньо. Затем он был замечен знаменитым музыкантом и педагогом Назарено Розати и принят в певческую школу Сан-Сальваторе в Лауро, позже учился у органиста и церковного композитора Гаэтано Капоччи. А в 1883 году он поступил на службу в Сикстинскую Капеллу. Там он проработал три десятка лет. Интересно, что в начале прошлого века папа Пий Х запретил использовать кастратов в Сикстинской капелле, однако Морески позволили остаться в качестве дирижёра и солиста.

Современники не раз критиковали вокал Морески, считая, что ему далеко до его знаменитых предшественников. Тем не менее, нельзя было не признать, что Алессандро был для своего времени уникален – это было пение не контртенора и не вокалиста с необычайно высоким фальцетом, не женщины и не ребенка, а именно певца-кастрата. Например, автор научного исследования о таких певцах Ангус Хэриот, писал, что «Христос на Масличной горе» в исполнении Морески «был восхитителен», обращая внимание на то, что певец мог брать ноты третьей октавы, доставая до «ми». Но те аудиозаписи, которые дошли до наших дней, также не вызывают всеобщего безоговорочного восхищения.

Морески - слева в нижнем ряду.

Надо сказать, Морески не повезло не только с природными данными, но и с вокальным образованием. Дело в том, что в 1870 году, когда ему было только 12 лет, кастрацию мальчиков с «вокальной» целью официально запретили; все певцы такого плана, которые могли бы передать Морески свой опыт и секреты мастерства, на тот момент либо умерли, либо ушли на покой. Работа же в Папской капелле не давала больших вокальных перспектив, а позволяла исполнять лишь церковную музыку XIX века.

Морески в более позднем возрасте.

В Сикстинской капелле Морески дослужился до солиста и дирижера, но в последние годы жизни пел все меньше. В 1914-м ему предложили исполнять произведения из репертуара Фаринелли, однако он отказался, поскольку понимал, что ему это уже не по силам. Умер Морески в 1922 году (в возрасте 63 лет) от воспаления легких.

Аудиозаписи голоса Морески сделали представители компании Gramophone в 1902 – 1904 годах, когда он, уже будучи профессором, работал солистом и хоровым дирижером Сикстинской капеллы. Всего удалось сделать около двух десятков таких записей, в том числе на фонограф были записаны знаменитые «Аве Мария» Баха и «Распятие» Россини. В то время Алессандро было уже за сорок, а для певца-кастрата это возраст солидный (раннее «вокальное старение» в таких случаях – не редкость, ведь нежные связки, которые по сути остались детскими, подвергаются воздействию мощного дыхательного аппарата взрослого мужчины).

Несовершенство пения, которое ценители вокального искусства отмечают в записанном голосе вокалиста-скопца, может быть связано еще и с тем, что перед записью Морески очень волновался. Одно из исполненных произведений ему даже пришлось переписать заново год спустя.

Всего удалось сделать около двух десятков записей.

Впрочем, на месте певца любой бы его современник-музыкант пришел в смущение, впервые увидев в шикарном ватиканском зале странную машину с присоединенными к ней тремя раструбами от входной записывающей трубы и зная, что вот сейчас эта штуковина запишет его голос «для потомков».

Профессионалы, слушая записи Морески, находят в исполнении недочеты и отмечают, что ему не хватало вокальной техники, а кто-то считает его тембр не очень приятным. Однако нельзя не признать, что его голос завораживает с первых нот – хотя бы тем, что он ни на что не похож…

 

 

Источник ➝

Какой запах является наихудшим в мире?

Одни запахи кажется более отвратительными, чем другие. Но какой из них является наихудшим? Дело в том, что всё субъективно.

В 1998 году Памеле Далтон, когнитивному психологу из Центра химических чувств Монелла, было поручено разработать вонючую бомбу для Министерства обороны. Её эксперименты показали, что люди из разных слоев общества и разных частей света, которые росли, нюхая и употребляя в пищу разные вещи, часто не соглашались по поводу того, какие запахи были хорошими, а какие – плохими.

Наиболее подходящим кандидатом на звание «Универсальный неприятный запах», который обнаружила доктор Далтон, было то, что называлось «Стандартным зловонием уборных, используемых правительством США».

Это вещество, которое было разработано, чтобы имитировать запах в военно-полевых туалетах с целью проверить эффективность чистящих средств. Она выбрала ароматическую жидкость в качестве основы своего рецепта вонючей бомбы. Полученная в результате формула была названа «Вонючим супом». И это, возможно, наихудший запах из когда-либо созданных.

Научный писатель Мэри Роуч – одна из немногих людей, кому лично довелось столкнуться с «Вонючим супом». Она сравнила запах с «Сатаной на троне из гниющего лука».

Неужели «Вонючий суп» – самый ужасный запах в мире? Трудно сказать, отчасти потому, что исследования плохих запахов сопровождаются множеством проблем. Химики постоянно предупреждают о веществе под названием тиоацетон; в 1889 году оно стало объектом экспериментов в одной из лабораторий Фриберга (Германия). Одна из реакций с использованием тиоацетона привела к высвобождению неприятного запаха, который вырвался за пределы лаборатории и прокатился по городу, вызвав всеобщую панику и эвакуацию. Большинство людей стошнило прямо на улицах.

Дерек Лоу, промышленный химик, который писал о тиоацетоне, заявил, что трудно определить, какие химические вещества произвели запах в инциденте 1889 года. Тиоацентон, по всей вероятности, преобразовался в другое химическое вещество – предположительно, гем-димеркаптан – которое подверглось дальнейшим реакциям и создало ещё больше соединений. Никто, кажется, не горит желанием повторить этот эксперимент, чтобы точно выяснить, какие молекулы образуются.

«Практически все соединения, которые вы можете получить из тиоацентона, будут вонять», – сообщил доктор Лоу. Насколько сильно? Этого мы не знаем. Доктор Лоу говорит, что не многим доводилось нюхать гем-димеркаптан. Его запах вполне может быть интенсивным. Но вряд ли кто-то когда-либо захочет выяснить это.

История о тиоацетоне поднимает вопрос: как далеко способен распространиться плохой запах? Запах из лаборатории в 1889 году распространился примерно на 750 метров во всех направлениях, после чего рассеялся. Может ли запах быть настолько сильным, чтобы распространиться по всему миру и вынудить вонять всю планету?

Сила запахов измеряется «порогом обнаружения»; это количество вещества, которое вам нужно распылить в воздухе, чтобы обычный человек смог ощутить его запах. Порог обнаружения запаха бензина составляет около 100 микрограммов на метр кубический. Если около 4 литров бензина распылить в воздухе с высоты, то его запах будет уловим в пределах 180 м во всех направлениях.

Есть вещества, которые пахнут хуже бензина. Этилмеркаптан, вещество, добавляемое в природный газ для того, чтобы было легче обнаружить утечку газа, имеет порог обнаружения всего 1-2 микрограмма на кубический метр. Несколько луж этилмеркаптана объёмом с резервуар в Центральном парке в Нью-Йорке, равномерно распределившись в атмосфере, заставили бы всю планету пахнуть как при утечке газа. Метилмеркаптан обладает ещё более неприятным запахом.

Но не все сильные запахи являются плохими. Одним из веществ с самым низким порогом обнаружения является ванилин, основной компонент экстракта ванили. Данные варьируются, однако его порог обнаружения составляет около 0,1 или 0,2 мкг на кубический метр, что значительно ниже, чем у этил- или метилмеркаптана. Это означает, что одного или двух нефтяных танкеров с ванилином можно было бы использовать в качестве освежителя воздуха, достаточно мощного, чтобы придать всей Земле лёгкий аромат ванили.

Доктор Лоу говорит, что самый ужасный запах, с которым он когда-либо сталкивался в своей жизни, возник, когда он непреднамеренно объединил диметилсульфид с кремнием в ходе реакции, известной как олефинирование по Петерсону. «Пахло как из выхлопной трубы НЛО, – заявил он. – Запах был невероятно странным и ужасным». Учитывая бесконечность вселенной химии, кто знает, какие ещё запахи нам предстоит открыть.

 

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх