Лилия К* предлагает Вам запомнить сайт «Кликабол. Всё самое интересное - здесь»
Вы хотите запомнить сайт «Кликабол. Всё самое интересное - здесь»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Всё самое интересное - здесь!

Мечта советского детства игрушечная железная дорога

развернуть

Игрушка стала поступать в продажу примерно с 1955 года и продержалась
около 15 лет. До 1961 года она стоила 360 руб., после хрущевской денежной
реформы – 36 руб., но и в том, и в другом случае вожделенная мечта многих
мальчишек – а продавалась дорога только в крупнейших

универмагах СССР, таких как «Детский мир» или «Дом игрушек». Чаще всего дорогу покупали бюджетные организации детского творчества – дома, клубы и кружки юных техников.

Мечта советского детства игрушечная железная дорога Пионерская, СССР, детство, железная дорога, история, мечта детства

Валентин Терещенко "Вчера и сегодня «Пионерской»"

Источник: www.ourbaku.com

Впервые на полках Центрального Бакинского универмага я увидел «Пионерскую», летом 1958 года. Помню, что с трудом смог пробраться поближе, чтобы рассмотреть сверкающие зеленые вагоны и ярко-синий тепловоз. Сбоку возвышался самый красивый вокзал на свете со скамейками для ожидающих поезда и окошечками касс. С другой стороны - будочка с трубой, светофор, переезд, мост…

Особый восторг выказывали ребята старшего возраста, которые практически полностью закрывали нам, мелюзге, вид на диковинку!

Надо сразу же сказать, что в сентябре 58-го года мне должна была стукнуть первая круглая дата – 10 лет! Замечу также, что мы, были детьми не избалованными игрушками, особенно техническими.

Мечта советского детства игрушечная железная дорога Пионерская, СССР, детство, железная дорога, история, мечта детства

Источник: ic.pics.livejournal.com

В очередное летнее каникулярное воскресенье наша семья гуляла по городу и, конечно, я правдами и неправдами затащил всех в заветный универмаг. Мама, увидев ценник, издала протяжный стон, схватила меня за руку с целью увести побыстрее…Но неожиданно появился сторонник в виде старшего брата, которому весной исполнилось 23 года. Меня силой отстранили, а он остался и вдруг предложил:" Давайте скинемся и купим брату на юбилей эту самую железную дорогу!"

Как стало известно позже, брат хотел досконально разобраться в пучке проводов, которые выглядывали из короба. Это была многофункциональная железная дорога, в которой даже была реализована только-только возникшая на большой железной дороге идея автоблокировки! Именно по этой причине сам путь был трехрельсовый.

Широким жестом брат выложил 6 рублей! Мама, неодобрительно покачивая головой, все же наскребла в сумочке 10 рублей. А отец, вздохнув и почесав затылок, молча достал из толстой пачки 20 рублей и положил в общий котел! Я стоял не дышал. Неужели уже сегодня эта замечательная железная дорога будет у нас дома!

Мечта советского детства игрушечная железная дорога Пионерская, СССР, детство, железная дорога, история, мечта детства

Источник: www.ourbaku.com

За ящиком нас послали почему-то в подвал по боковой лестнице (позже во все последующие времена, когда я бывал в этом универмаге, то всегда поворачивал голову в сторону этой лестницы).
Ящик был громоздкий и очень тяжелый, но ведь это была ЖЕЛЕЗНАЯ дорога.
Дома, конечно же, меня близко к дороге не подпускали, пока брат разбирался со всеми сложностями сбора и отладки. Для него с высшим образованием на это ушло около 3-х часов. Прекрасно изданная в 1955 году на мелованной бумаге инструкция по сборке не позволяла сразу же соединить и запустить дорогу. Например, много было неясного в монтаже электрических проводов и клемм. Вроде на рисунках все видно, понятно и ясно, на проводах и клеммах маркировка, жилки все цветные, а когда начинаешь собирать наяву – получается не сразу… Некоторые страницы инструкции привожу по подлиннику.

Мечта советского детства игрушечная железная дорога Пионерская, СССР, детство, железная дорога, история, мечта детства

Источник: www.ourbaku.com

Мечта советского детства игрушечная железная дорога Пионерская, СССР, детство, железная дорога, история, мечта детства

Источник: www.ourbaku.com

На первую сборку рельсов потребовалось около часа. Благо все плети пронумерованы. Всего оказалось 7 прямых рельсовых секций и 16 кривых (в инструкции написано – радиусных). Поражала автоматика закрытия шлагбаумов при подъезде поезда к переезду и появление стрелочника из будки блок-поста. При этом у него в руках загорался фонарь яркого зеленого цвета. Дежурный по вокзалу на перроне лихо поднимал флаг также зеленого цвета и держал до самого прохода поезда… Чудо, в пассажирских вагонах даже горел свет!

Когда, в конце концов, железную дорогу запустили, был тихий восторг всех родных, ну обо мне и говорить не надо!

Мечта советского детства игрушечная железная дорога Пионерская, СССР, детство, железная дорога, история, мечта детства

Источник: www.ourbaku.com

Подвижной состав состоял из локомотива ИС-51 (Иосиф Сталин – 1951 год) с осевой формулой 2-(1+1)-2, двух пассажирских и одного крытого вагонов, а также открытой платформы. Моторная тележка имела суперсовременный групповой электропривод через сочлененную зубчатую передачу. Тяжелый кузов локомотива опирался только на моторную тележку, что позволяло реализовывать высокие значения силы тяги. Направляющие тележки несли только свой собственный вес, что при больших скоростях движения иногда приводило к их сходу, что, впрочем, никак не отражалось на дальнейшем движении поезда…до первой стрелки! Если вы подумали, что именно здесь происходил сход, то глубоко ошибаетесь, нет, на стрелочных переводах колеса сами запрыгивали на рельсы. Чем не современные «лягушки»!

А при сходе или любом другом КЗ через пару секунд срабатывала защита и включалась яркая красная лампочка на центральном пульте управления! Восстановление цепи было возможно только после остывания биметаллической пластинки и, конечно, устранения схода или КЗ.

Все эти новшества приводили брата и меня в неописуемый экстаз: совершенная защита от короткого замыкания, плавное регулирование скорости, действующая надежная трехзначная автоблокировка, освещение пути прожекторами локомотива, а стрелочных переводов и переезда - отдельными фонарями. Яркое праздничное освещение вокзала, свет в кассах. К моему большому сожалению, на тепловозе-электровозе применялся коллекторный тяговый двигатель переменного тока, что не позволяло выполнять дистанционное реверсирование. Изменять направление движения можно было только переключателем, расположенным в неудобном месте на моторной тележке под юбкой кузова.

Мечта советского детства игрушечная железная дорога Пионерская, СССР, детство, железная дорога, история, мечта детства

Источник: www.ourbaku.com

Также меня восхищала автоматическая сцепка, которая позволяла соединять вагоны без моего участия. На рисунке показано сцепление двух пассажирских вагонов. А вот с расцепкой возникали проблемы, особенно на кривых участках.

Естественно, что не только весь мой класс побывал в гостях, но без преувеличения вся школа №174 ! Слухи распространялись быстро!

Позже, когда немного приелись базовые два круга, делал тупиковую станцию. Часто летом выносил короб и раскладывал дорогу в нашем уютном тенистом дворике, что вызывало неподдельный интерес у всех соседей, многочисленных детей разного возраста. Так как город Баку расположен на холмах, то поверхность дворика имела явный уклон в сторону улицы, что потребовало создания эффективной тормозной системы. Как положено, были сделаны тормоза пассажирских вагонов и вспомогательный ручной тормоз локомотива, который торчал из окна помощника машиниста.

Мечта советского детства игрушечная железная дорога Пионерская, СССР, детство, железная дорога, история, мечта детства

Источник: www.ourbaku.com

Конечно, размашистость разложенной железной дороги не позволяла оставлять ее надолго на полу. Собрал, поиграл – аккуратно разбери, сложи и задвинь короб под стол. В семье применялось понедельное поощрение: если в табеле успеваемости не было троек, то разрешалось в воскресенье разложить дорогу… Как же не хотелось вечером собирать ее, укладывать в ящик!!

И еще вот на что надо обратить внимание: после игры я был перемазан с ног до головы в машинном масле и какой-то саже. Не это ли предел мечтания парня, мечтавшего посвятить свою жизнь настоящей железной дороге!

Мечта советского детства игрушечная железная дорога Пионерская, СССР, детство, железная дорога, история, мечта детства

Источник →

Опубликовано 28.01.2018 в 21:02

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Сергей Петрович
Сергей Петрович 28 января, в 21:32 У меня такая была. Текст скрыт развернуть
1
Олег Олег
Олег Олег 29 января, в 23:42 Хороший рассказ, а у меня была педальная машина, поэтому наверное стаж транспортника 44 года. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 2
Комментарии Facebook
Читать

Последние комментарии

Nelly Slimani
До слёз.......
Nelly Slimani Сердце разрывается: первые и последние фотографии хозяев с их питомцами
shurik_v
Придурки. Так можно досмерти напугать.
shurik_v Удивительные вещи, которые были сняты камерой видеонаблюдения
Pavel Luspekaev
Хорошо! Везде чисто и ухожено.
Pavel Luspekaev Редчайшие цветные фотографии Российской империи начала XX века
Игорь Ростичев
Россиянин .
Александр Донигевич
СЛАВА УМЕНИЮ И МАСТЕРСТВУ,
Александр Донигевич Редчайшие цветные фотографии Российской империи начала XX века
Александр Донигевич
Владимир Бачурин
Владимир Боян
вера ап
это просто вам его прочитать не удалось.
вера ап Редчайшие цветные фотографии Российской империи начала XX века
Игорь Ильин
Валерий Ямщиков
вера ап
Vladimir Veprev
нина Каспревич
Павел Железняков
ПРОСТО ПОТРЯСАЮЩЕ!
Павел Железняков Редчайшие цветные фотографии Российской империи начала XX века
Sergei Krug
красавы супер
Sergei Krug 25 фотографий котов, которые любят тепло больше всего на свете
Игорь Ильин
Владимир Барашкин
Lora Некрасова
Суфия Рахманова (Валеева)
Ирина Девятова
Фантастика
Ирина Девятова Уникальные кадры: от зачатия до рождения
Сергей Потемкин
Это круто !
Сергей Потемкин Редчайшие цветные фотографии Российской империи начала XX века
Андрей Сумбаев
Просто красотка
Андрей Сумбаев Мать троих детей стала фетиш-моделью
Šeri Sheri (Šheri)
Šeri Sheri (Šheri)
Анна Владимирова
прелесть какая!!! спасибо!!
Анна Владимирова 25 фотографий котов, которые любят тепло больше всего на свете
Udgin Goroff
Улыбнуло! Ни кто не умер!))
Udgin Goroff Филиал ада: 18 проколов, на которые невозможно смотреть без смеха
Людмила Антонова
Сергей Журавлёв
Люблю, когда пишут могазин! Это чегото много?
Сергей Журавлёв Задачка на смекалку: где художник допустил ошибки?