Свежие комментарии

  • Владимир
    КАКУУУЮ ЕЕЕРЕСЬ ПИХАЮТ УРОДЫ_)))))))))))))))))))))!!!!!!!!!! А про ЯДЕРМО,ТЕРМОЯДЕРНО-ПЛЛАЗМЕННУЮ войну молчите???Холодное лето 181...
  • Александр К
    а что Роб Вуд Rob Wood видел извержение вулкана..Холодное лето 181...
  • Иван Иванов
    Ладно винтовки с пистолетами.... куда подевали немецкие танки?... Кино снимали, вечно Т-54 обвешивали щитами с креста...Сдать нельзя испо...

Музыкальный инструмент, который может свести с ума

В сказке Гофмана «Маленький Цахес по прозванию Циннобер» есть добрый волшебник Проспер Альпанус. Его карету везут два серебряных единорога, а когда карета едет, раздаются «чарующие, неземной красоты звуки, будто бы кто-то играет на басах гигантской стеклянной гармоники».

В наше время про стеклянную гармонику мало кто знает и помнит. Даже в московском музее музыки на улице Фадеева (коллекция там просто богатейшая, если ни разу не были, обязательно сходите), к сожалению, нет ни одного экземпляра этого музыкального инструмента. Почему?

В 1761 году американский учёный и изобретатель Бенджамин Франклин (тот самый, портрет которого можно увидеть на банкноте в 100 долларов США) изготовил 37 больших стеклянных бокалов-колокольчиков, каждый из которых издавал свою собственную ноту. Затем он аккуратно просверлил в этих бокалах отверстия и усадил бокалы на общую ось; ось приводилась во вращение механизмом с качающейся педалью (как старинная швейная машинка).

Музыкальный инструмент, который может свести с умаСтеклянная гармоника

Под бокалами Франклин установил ванночку, в которую налил смесь воды с уксусом; нижний край колокольчиков был погружен в жидкость, и, вращаясь они непрерывно смачивались. Касаясь пальцем края вращающегося колокольчика, исполнитель извлекал звук.

Да какой! Сам изобретатель описывал его, как «несравненно сладкий и приятный, протяжный, превосходящий в этом отношении любые другие музыкальные инструменты; прижимая палец то сильнее, то слабее, можно добиваться непревзойдённой выразительности». Новый инструмент назвали «стеклянной гармоникой».

Музыкальный инструмент, который может свести с умаБенджамин Франклин играет на изобретённой им стеклянной гармонике

Композиторы того времени были просто в полном восторге от изобретения Франклина! Доницетти и Сен-Санс, Бетховен и Моцарт, Глинка и Чайковский – удивительный, ни на что не похожий, нежный, загадочный, потусторонний звук стеклянной гармоники пленил всех. Так что совсем неудивительно, что коляска Проспера Альпануса в сказке Гофмана издаёт звуки именно этого инструмента! Михаил Глинка использовал стеклянную гармонику для изображения чудес колдуна Черномора в опере «Руслан и Людмила», Пётр Чайковский – для танца Феи Конфет (Феи Драже) в балете «Щелкунчик».

Но куда же исчез этот чудесный инструмент и почему? Вот тут начинается загадочная история...

Музыкальный инструмент, который может свести с ума

Буквально через несколько лет после изобретения и начала распространения стеклянной гармоники начали появляться статьи, в которых авторы уверяли, что невообразимо сладкий звук этого инструмента... негативно воздействует на психику и даже способен свести с ума! Многие врачи всерьёз утверждали, что звучание стеклянных колокольчиков способно довести до сильнейшей депрессии, «чёрной меланхолии» и даже самоубийства! Приводили десятки случаев, когда молодые и полные сил музыканты умирали от страшной тоски, даже перед смертью умоляя, чтобы им ещё хотя бы раз дали сыграть на любимой стеклянной гармонике...

Музыкальный инструмент, который может свести с ума

Ещё больше мистики вокруг стеклянной гармоники добавил знаменитый врач и гипнотизёр того времени – Франц Месмер. Этот чудо-доктор утверждал, что с помощью магнитов, «магнитной воды» и особенного «внутреннего магнетизма» может исцелять любые болезни. Свои «магнетические» сеансы он часто сопровождал игрой на стеклянной гармонике.

Музыкальный инструмент, который может свести с умаСеанс месмеризма. Карикатура

Бьющиеся в истерике и кривляющиеся под «потусторонние» звуки гармоники пациенты Месмера (современные исследователи говорят, что это было самовнушение или массовый гипноз) добавляли загадочности, таинственности и мрачности – в общем, общественное мнение довольно скоро обратилось против «проклятого» музыкального инструмента. Стеклянная гармоника была забыта. Партии стеклянной гармоники в операх стали исполнять на совершенно другом инструменте – челесте.

Музыкальный инструмент, который может свести с умаЧелеста

Что же говорит на этот счёт современная наука? Способна ли стеклянная гармоника воздействовать на психику? Действительно ли её чарующий звук смертельно опасен?

Во-первых, исследования показали, что основные обертоны стеклянной гармоники лежат в области частот от 1 до 4 килогерц – а это очень специфическая «звуковая зона». Звуки с частотой выше 4 килогерц наш мозг довольно легко локализует (то есть определяет направление, откуда пришёл звук), сравнивая громкость их звучания на правом и левом ухе. Звуки с частотой ниже 1 килогерца человек так же способен хорошо локализовать в пространстве за счёт разницы в фазе. А вот звук стеклянной гармоники попал в тот самый диапазон, который наш мозг воспринимает, но «не понимает, откуда»!

Музыкальный инструмент, который может свести с ума

Кажется, что звучание идёт отовсюду, что звучит не инструмент, а как бы сам воздух – естественно, у эмоциональных людей это вызывало восторг, смешанный с растерянностью; а у психически нездоровых такое действительно могло спровоцировать нервный припадок.

Музыкальный инструмент, который может свести с ума

Невозможность локализовать в пространстве "чарующие звуки" стеклянной гармоники может вызвать припадок у людей с нервными и психическими заболеваниями

Во-вторых, для облегчения игры на стеклянной гармонике Франклин пометил колокольчики краской – а в те годы краски делались преимущественно на основе оксидов и солей свинца. Руки музыканта постоянно контактировали со свинцовой краской – и яд (а свинец – это самый настоящий яд!) медленно, но неизбежно скапливался в организме. В итоге музыкант действительно мог получить медленное отравление свинцом, со всеми вытекающими отсюда симптомами – анемией, головной болью, депрессией, потерей аппетита, проблемами с памятью, бессонницей и даже сильнейшими нервными припадками. Постоянное вдыхание музыкантом паров уксуса (уксусной кислоты) из ванночки также могло сыграть определённую роль. В общем, виновата была не стеклянная гармоника, а использовавшиеся в то время материалы.

Современные музыкальные энтузиасты пытаются возродить искусство игры на стеклянной гармонике и реабилитировать незаслуженно оболганный инструмент. В наше время для разметки стеклянных колокольчиков гармоники применяются совершенно безопасные синтетические краски, а также стекло с высокой способностью к смачиванию – чтобы инструмент зазвучал, достаточно просто окунуть пальцы в чашку с обычной водой. Для вращения колокольчиков вместо педального привода используется бесшумный электромотор. Послушайте, как звучит «Танец Феи Драже» Чайковского, сыгранный именно на том инструменте, для которого композитор сочинил это произведение:

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

))}
Loading...
наверх