Есть ли на свете культура, ради которой человек готов погибнуть только для того, чтобы унести с собой ничтожную часть вражеской армии? С полным патриотизма сердцем сесть за штурвал самолета, обвешанного взрывчаткой, как рождественская елка игрушками, точно зная, что топлива хватит только на полет в одну сторону?
Страна, отважные воины которой готовы отдать собственную жизнь за свободу и независимость своей империи, находится на самом востоке и зовется Японией, а ее бравые солдаты — камикадзе.
«Хотелось бы родиться семь раз, чтобы отдать все жизни за Японию. Решившись умереть, я тверд духом. Ожидаю успеха и улыбаюсь, поднимаясь на борт…»
Хуросэ Такео, старший лейтенант японского ВМФ, 1905 год
Случаи героической смерти во имя родины и победы бывают на любой войне. Обычно такие поступки являются следствием моментного порыва: когда внезапно не оказывается другого выхода, кроме как ценой своей жизни спасти других людей или забрать с собой как можно больше врагов. Тогда летчик в горящем самолете устремляется на таран, а боец бросается на амбразуру дзота, чтобы своим телом закрыть товарищей от пуль. Однако в подавляющем большинстве случаев солдат, отправляясь на войну, все же надеется остаться в живых.
Жертвы японских камикадзе были плановыми. Военные операции заранее предполагали, что эти люди умрут; оружие «специального назначения» разрабатывалось без учета сохранения жизни человека — пилот был расходным материалом.
Следует отметить, что большинство камикадзе не было фанатиками. Обычные молодые японцы, здравомыслящие и жизнерадостные — в них не было заметно ни подавленности, ни отрешенности, ни паники, несмотря на то, что они знали о предстоящей смерти. Так почему же эти парни добровольно отправлялись умирать? Почему вообще Япония обратилась к стратегии использования самоубийц?

Хатимаки — налобная повязка с надписью «камикадзе» — «божественный ветер»
Причин несколько, и первая — это японский менталитет. Здесь смешалось многое: и синтоизм, и буддизм, и средневековый самурайский кодекс «Бусидо», и культ Императора, и вера в избранность японской нации. Немаловажно, что само отношение к смерти у японцев совсем другое, нежели принятое в европейской христианской традиции. Священник и воин XVIII века Ямамото Цунэтомо в своей книге «Хагакурэ» так характеризовал смысл жизни японского воина: «Путь самурая — это смерть… В случае необходимости выбора между жизнью и смертью незамедлительно выбирай последнюю. В этом нет ничего сложного. Просто соберись с духом и действуй. Тот, кто выбрал жизнь, не исполнив свой долг, должен считаться трусом и плохим работником».
Ямамото Цунэтомо: «Путь самурая — это смерть…»
Другой причиной самоотверженности, породившей камикадзе, можно назвать общность японского народа: человек, в первую очередь, считался членом своей семьи, и только потом — самостоятельной личностью. Поэтому любой неблагочестивый поступок, совершенный им, ложился пятном на всех его родственников. Семьи же погибших героев становились очень уважаемыми и окружались почестями.
Кроме того, камикадзе верили, что после смерти они становятся «ками» — святыми духами Японии.

Юкио Сэки — первый камикадзе, поразивший вражеский корабль
К планомерному использованию смертников Япония обратилась только в конце 1944 года. Причиной этому стала неготовность страны к затяжной войне. После поражения в битве у атолла Мидуэй Япония начала терять инициативу на Тихом океане. Чтобы вернуть удачу, нужна была какая-нибудь чудесная идея: нечто такое, что смогло бы ошеломить противника. И такая возможность была найдена.
Камикадзе верили, что после смерти они становятся «ками» — святыми духами Японии
В октябре 1944 года вице-адмирал Такидзиро Ониси прибыл в Манилу, чтобы заступить на должность командующего Первым воздушным флотом. Сказать, что флот достался ему в плачевном состоянии, — это значит не сказать ничего. Не хватало самолетов, бензина, но, прежде всего, — квалифицированных пилотов. Слабообученные японские юнцы были способны только на то, чтобы бесславно и бессмысленно гибнуть под огнем американских асов.
Ониси, проанализировав сложившуюся ситуацию, принял вполне рациональное решение: если уж гибнуть, так со славой и пользой. Собрав офицеров, он предложил оснастить истребители взрывчаткой и отправить их в таранную атаку на американские авианосцы, при этом запретив пилотам-добровольцам ввязываться в воздушные сражения.

«Отец камикадзе» Такидзиро Ониси
Первые массированные атаки камикадзе состоялись на Филиппинах 25 октября 1944 года. Несколько кораблей были повреждены, а эскортный авианосец «Сен-Ло», в который попал единственный «Зеро», — потоплен. Успех первых камикадзе привел к тому, что опыт адмирала Ониси решили широко распространить.
Вскоре было сформировано четыре воздушных соединения — «Асахи», «Сикисима», «Ямадзакура» и «Ямато». Туда принимали только добровольцев, ведь гибель в воздушном вылете для пилотов была непременным условием успешного завершения боевой задачи.
Символом камикадзе был цветок хризантемы
Как правило, учиться на камикадзе шли юноши в возрасте 17 — 24 лет. Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды смертников, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать камикадзе. Перед подготовкой новобранцы получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:
Солдат обязан исполнять свои обязательства.
Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
Солдат обязан жить простой жизнью.

Японские камикадзе
Подготовительный курс летчиков-смертников был невелик. В течение недели-двух они должны были совершить несколько полетов по отработке техники пикирования. Остальное время тренировались на простейших тренажерах, занимались физической подготовкой — фехтовали на мечах, боролись.

Камикадзе пьют ритуальную чашечку саке перед вылетом
Перед вылетами проводились специальные церемонии прощания. Так, каждый из камикадзе оставлял в специальной шкатулке обрезки своих ногтей и прядь волос, писал последнее письмо, которое затем отправляли его родственникам. Перед стартом, на взлетном поле, пилот-смертник принимал из рук своего командира ритуальную чашечку саке или простой воды. В полет многие летчики брали с собой белый японский флаг с иероглифическими надписями о силе духа, презрении к смерти, а также различные амулеты, которые должны были принести их владельцу удачу в его последнем сражении. Одним из наиболее распространенных был девиз: «Семь жизней за императора». Каждому камикадзе торжественно вручали именной меч в парчовых ножнах, тем самым причисляя его к числу самураев и облегчая переход в мир «ками».

Японские школьницы провожают пилотов-камикадзе
Умереть с честью за свою страну и за императора было высшей целью для многих молодых японцев-камикадзе
Были ли эффективны камикадзе в масштабах войны? Как показывает история, самоубийцы не спасли Японию от капитуляции и даже не выиграли ни одного крупного сражения. Кроме того, существует мнение, что атомные взрывы стали «специальным» ответом американцев на воздушные атаки японских камикадзе.
Сухая статистика такова: около 5000 летчиков произвели смертельные атаки, в которых был уничтожен 81 корабль и повреждены еще около двух сотен. Это если верить японским исследователям, американская сторона, говоря о своих потерях, называет куда более скромные цифры: 2314 вылетов, 1228 из которых завершились гибелью пилотов — сбитых противником или погибших при таранных атаках.

Авианосец «Банкер-Хилл» горит после попадания в него камикадзе, 1945 год
10 августа 1945 года, после взрывов в Хиросиме и Нагасаки и вступления в войну с Японией Советского Союза, император Хирохито принял решение о капитуляции. Вскоре после этого вице-адмирал Такидзиро Ониси совершил харакири. В своем предсмертном письме он написал: «Всем сердцем я восхищаюсь летчиками-героями. Они доблестно сражались и умирали, веря в нашу победу. Смертью и я хочу искупить свою долю вины в несбывшихся надеждах и принести извинения душам погибших летчиков и их осиротевшим семьям. Я хочу, чтобы молодые японцы извлекли урок из моей смерти. Не будьте безрассудны, ваша гибель теперь будет только на руку врагам. Склонитесь перед решением императора, как бы вам ни было тяжело. Гордитесь тем, что вы японцы. Вы — сокровище нашей страны. И в мирное время с самопожертвованием, достойным камикадзе, боритесь за благосостояние Японии и за мир во всем мире».
Свежие комментарии