На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алиса Майская
    Все это фантазии дизайнеров. Живу в Европе, вижу, как "млеют от счастья" в Дании, Швеции, Франции, Голландии, Германи...Что-то не так: сч...
  • Александр Сысоев
    Если хюгге - смысл жизни, ради которого живешь на белом свете, то это уютное безумие ведет к разрушению личности. Во ...Что-то не так: сч...
  • svet alex
    Шарлатан! Никогда ему не верила и не слушала. Однажды решила проверить его воздействие на меня и прослушала целый его...Кашпировский: поч...

10 психологических экспериментов, которые перевернули понимание человечества

Человеческий мозг, пожалуй, наименее исследованная штука на планете, даже об океане мы знаем больше. Всю свою осознанную историю мы пытаемся разгадать его тайны, пребывая в полной уверенности, что где-то там скрыты ответы на все вопросы.

В ХХ веке начала стремительно развиваться практическая психология. Многочисленные эксперименты в этой области привнесли в науку много нового, а зачастую давали совершенно непредсказуемые результаты.

Сегодня психология продолжает развиваться, ведь мы еще слишком далеки от ответов на многие вопросы. Но уже можно вспомнить ряд экспериментов, которые всё-таки объяснили некоторые вещи.

Эксперимент Carlsberg

Суть: представь себе, что ты с другом/подругой приходишь в кино, а весь зал полон татуированных бородатых байкеров и свободны только два места — ваши. Что бы ты сделал? Ушел или остался?

3043090

Результат: тех, кто всё-таки оставался приветствовали очень добрые и милые люди. Конечно же, угощали пивом. Таким образом компания Carlsberg хотела показать, что не стоит судить о человеке по внешности.

Эффект конформности Соломона Аша

Суть: Аш хотел доказать существование конформности в группах, то есть то состояние, когда человек сдается под давлением мнения большинства, даже если оно ошибочно. Участникам предстояло ответить на какой-то простой вопрос, например о цвете фигуры или длине линии. Все участники, кроме одного, были подсадными утками, а единственный испытуемый отвечал на вопрос последним.

Результат: в 75 % случаев испытуемый следовал за мнением большинства, даже если четко видел неправоту. Те, кто высказывал собственное мнение, ощущали сильный дискомфорт. Но если кто-то из подсадных участников тоже противоречил большинству, испытуемые охотнее отвечали правильно.

Эффект ложного консенсуса

Суть: профессор Ли Росс предложил испытуемым некую ситуацию с двумя путями, а также попросил предположить, как на этот вопрос ответили другие участники, и описать их.

Результат: большинство людей были уверены, что почти все отвечают как они, а тех, кто отвечал иначе, описывали в негативном ключе.

Эффект свидетеля и диффузия ответственности

Суть: после ужасного убийства Китти Дженовезе в 1964 году ученых привлекла тема психологии свидетеля. Были проведены множественные эксперименты в этой сфере.

Результат: оказалось, что, если человек один, он куда быстрее реагирует и всячески пытается помочь другому. В толпе свидетель начинает медлить и думать, что поможет кто-то другой.

8 часов без гаджетов

Суть: семейный психолог Екатерина Мурашова выдвинула гипотезу о том, что дети слишком много себя развлекают и боятся остаться наедине с собой. Она провела эксперимент, в ходе которого детей просили отказаться от различных гаджетов, но были разрешены прогулки, чтение, рисование и прочие виды досуга.

Результат: из 68 детей в возрасте 12–18 лет только трое довели эксперимент до конца. Остальные после около 5 часов без гаджетов стали жаловаться на головную боль, тремор рук, тошноту, а трое даже задумались о суициде.

Выражение лиц и подчиненность

Суть: Карни Лэндис собирался выявить общий принцип работы лицевых мышц, характерный для проявления сильных эмоций. На лицах испытуемых были нарисованы линии, чтобы проще было отслеживать работу мышц. Их заставляли нюхать аммиак, им давали трогать лягушек, показывали различные картинки, а в конце попросили обезглавить крысу.

Результат: относительно работы мышц эксперимент не дал никаких результатов, зато для психологов было интересно обнаружить удивительную подчиненность участников. Многие во время эксперимента делали то, чего бы никогда не сделали в обычной жизни.

Эффект Рингельмана

Суть: Максимилиан Рингельман выдвинул гипотезу о том, что человек вкладывает ощутимо меньше усилий в общее дело, чем если бы делал его сам. Была проведена серия экспериментов с перетягиванием каната и различными физическими упражнениями. Ученые фиксировали все общие и личные результаты.

Результат: действительно выяснилось, что в личные достижения человек вкладывается намного больше. Объяснили это потерей индивидуальной мотивации в группе.

Эффект социальной фасилитации и ингибиции

Суть: психолог Норман Триплетт обратил внимание на то, что человек работает лучше, если за ним кто-то с интересом наблюдает. Были проведены тесты с велосипедистами и наматыванием катушки.

Результат: появление теории активации, которая гласит, что человек демонстрирует лучшие показатели перед наблюдателями, если выполняет привычные действия. А если требуется найти решение новой задачи, результат ухудшается.

Хоторнский эффект

Суть: в одной из компаний резко упала производительность сотрудников, потому был приглашен психолог, чтобы выяснить с чем это связано. Оказалось, что это не связано ни с улучшением условий труда, ни с существованием таких условий в принципе.

Результат: сотрудники начали работать лучше, когда почувствовали себя вовлеченными во что-то важное. А также поняли, что начальство действительно печется о них.

Нога в двери

Суть: психологи Джонатан Фридман и Скотт Фрейзер провели ряд экспериментов, чтобы узнать как человек будет реагировать на серьезные просьбы, если усилить его вовлеченность в процесс.

Результат: одна маленькая уступка серьезно повышает вероятность того, что и дальнейшую твою просьбу исполнят. Этот прием часто практикуют мошенники и продавцы.

В целом ты и так всё это знал, просто, возможно, не обращал внимания, не осознавал, что это на самом деле целая наука. Теперь можешь более эффективно пользоваться этими хитростями и предугадывать поведение других.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх