Свежие комментарии

  • Владимир Ломакин
    В статье феминизм и демократичность Нордман притянуты за уши. Была у них прислуга, была. Но перед гостями разыгрывало...История Натальи Н...
  • Андрей Павлов
    Не сделал равными, а уравнял шансы для слабых.Полковник Кольт, ...
  • Борис Виленский
    Да, это были настоящие герои и был настоящий цирк.Михаил Шуйдин: ка...

В чём секрет русских красавиц на портретах Константина Маковского

304 
Константин Маковский был одним из самых модных и, как сейчас сказали бы, «востребованных» художников XIX – начала XX века. Император Александр II называл его «мой живописец», а современники добавляли к имени мастера эпитет «блестящий». Он получил мировую известность, а его баснословные гонорары были постоянной темой для обсуждения в обществе. Одной из самых любимых тем художника были русские женщины. В этом обзоре - их красота и роскошь народных костюмов в серии портретов великого живописца.

В чём секрет русских красавиц на портретах Константина Маковского 

Художественный талант Константина Маковского проявился еще в раннем детстве. Уже с четырех лет он начал зарисовывать все, что ему нравилось. Отец, известный деятель искусства, Егор Иванович Маковский поощрял его в этом. Он научил юного художника девизу «Любуйся и запоминай». Будучи уже взрослым, Маковский написал в воспоминаниях: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу». Надо сказать, что этому уникальному человеку удалось вырастить в своей семье целых четырех живописцев – известными художниками стали три брата Маковских и сестра. Одна только младшая, Мария, пошла по другому пути и стала знаменитой актрисой. Впрочем, невозможно было не проявить художественный талант в доме, в который по вечерам на семейный ужин запросто захаживали Карл Брюллов и Василий Тропинин.

Считается, что творчество последнего оказало большое влияние на формирование стиля Константина Маковского, а его склонность к романтизму и вычурным художественным эффектам многие искусствоведы считают очень близкими к работам Брюллова.

Константин Маковский, Под венец. 1884Константин Маковский, Под венец. 1884

Известно, что Константин Маковский был очень любвеобилен. О его многочисленных романах ходили постоянные слухи, которые действительно имели под собой основания - к моменту женитьбы художник уже имел внебрачную дочь, а всего он был женат трижды. Восхищение женской красотой и роскошь народных нарядов живописец смог в полной мере передать в своей серии портретов Боярынь и русских красавиц. Все эти работы объединены еще одной чертой. В них чувствуется невероятное уважение художника к скромности и хрупкости молодости. Более 60 полотен создал Маковский на эту тему, и на каждом из них у девушки свой особый мир, свои мечты. На каждом как будто оживают русские сказки. 
Константин Маковский, Боярыня у окна. 1885Константин Маковский, Боярыня у окна. 1885

Константин Маковский, Боярышня, Этюд к картине 1901 года «Хмелем обсыпают»Константин Маковский, Боярышня, Этюд к картине 1901 года «Хмелем обсыпают»

Константин Маковский, Боярышня, 1880-еКонстантин Маковский, Боярышня, 1880-е

Константин Маковский,  Русская красавица в кокошникеКонстантин Маковский, Русская красавица в кокошнике

Константин Маковский, БоярыняКонстантин Маковский, Боярыня

Константин Маковский, Чарка меду. 1890-еКонстантин Маковский, Чарка меду. 1890-е

Константин Маковский одним из первых русских художников стал работать в жанре исторической живописи. Все народные костюмы, изображенные им, нарисованы с натуры. Для создания картин на исторические темы живописец проделал огромную этнографическую работу, обращаясь к коллекционерам и разыскивая нужные образцы. Его сын так рассказывал об этом:

«Отец собирал отечественную старину по преимуществу: сарафаны, душегрейки, шушуны, кокошники и кички, разубранные жемчужным плетением… ювелирные изделия с алмазами и стекляшками на разноцветной фольге, серьги, пуговицы, опахала… чарки, братины, солонки, блюда, подносы, хрусталь, фарфор, майолику, бронзу, подсвечники, канделябры, бра и шкатулки, ларцы и кружева, вышивки, бархат, атлас, парчу аршинами и кусочками… Обрывками старинных материй были набиты тяжелые комоды…»
Константин Маковский, Девушка в жемчужном ожерелье. Конец 1880-х – 1890-еКонстантин Маковский, Девушка в жемчужном ожерелье. Конец 1880-х – 1890-е

онстантин Маковский, За чаем. 1914Константин Маковский, За чаем. 1914

Константин Маковский, Русская красавица в кокошнике. 1890-еКонстантин Маковский, Русская красавица в кокошнике. 1890-е

Константин Маковский, Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883, Музей Хилвуд, Вашингтон, СШАКонстантин Маковский, Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883, Музей Хилвуд, Вашингтон, США

Эта картина получила огромную известность еще и благодаря истории ее продажи. Первым покупателем, желающим приобрести полотно, стал Третьяков, но художник запросил за него 20 000 рублей. Эта невероятная сумма была для Константина Маковского вполне обычным гонораром, но знаменитому коллекционеру пришлось отступить – такую цену он заплатить не смог. 

Тогда картину продали за рубеж, причем в три раза дороже – американский ювелир Шуман заплатил за нее 60 000 и смог еще использовать покупку для получения прибыли. Полотно было выставлено в витрине его торгового дома и привлекло огромное количество посетителей. Затем ловкий делец организовал выпуск открыток в русском стиле с картинами Маковского. Эта картина стала одним из величайших мировых успехов русского художника. В 1883 году на Всемирной выставке в Антверпене она получила Большую золотую медаль – высшую награду престижного художественного мероприятия. Константин Маковский в том же году был награжден Орденом короля Леопольда.
Константин Маковский, Портрет девушки в русском костюме. 1910-еКонстантин Маковский, Портрет девушки в русском костюме. 1910-е

Константин Маковский, Боярышня. 1890Константин Маковский, Боярышня. 1890

Константин Маковский, Боярышня у окна (с прялкой). 1890-еКонстантин Маковский, Боярышня у окна (с прялкой). 1890-е

Константин Маковский, Боярышня. 1884Константин Маковский, Боярышня. 1884

Одной из самых известных картин Константина Маковского на русскую тему стал «Боярский свадебный пир». На этом полотне мы можем увидеть жену художника (именно ее он изобразил в качестве невесты), а также ее сестру и старшего сына среди гостей на торжестве. При создании полотна мастер использовал метод «живых картин». Имея в своем распоряжении достаточно большое помещение, которое семья часто использовала для домашних театральных постановок, Маковские созывали к себе множество гостей (по воспоминаниям современников, до 150 человек), одевали их в боярские наряды из собственной коллекции и создавали исторический антураж. Немирович-Данченко вспоминал о подобном же массовом позировании в зале Клуба художников:

«К. Е. Маковский пользовался сценой клуба для задуманных картин. Так называемые „живые“ здесь собирали лучшую публику столицы… Я помню, сколько раз Константин Егорович приходил с наброском и располагал участников этого немого спектакля; указывал, как должны были изображать то или другое задуманные им персонажи. Он наблюдал сочетание красок, соответствие лиц с декорациями». 

Источник

Картина дня

наверх