Лозунг «Догнать и перегнать Америку!», сворованный Иосифом Виссарионовичем у Ленина, стал внедряться не только в промышленности, но и в укладе жизни. Проявился он и в системе общественного питания. Изучать тонкости американского пищепрома поручили Анастасу Микояну, народному комиссару пищевой промышленности СССР.
После его возвращения из Штатов лучшие умы совместно с вождем и наркомом писали «Книгу о вкусной и здоровой пище», которая увидела свет в 1939 году. Это был первый сборник кулинарных рецептов для советских граждан. И хотя он был составлен с учётом экономической ситуации в стране и возможностей потребителей, полезные ссылки на полях постоянно «съезжали» на Америку. Так, говорилось о хорошей традиции заокеанских братьев подавать на первый завтрак фрукты. Впоследствии из книги исчезли все упоминания о Сталине и его приспешниках, о Штатах и вообще об американском опыте, более того: те технологии и продукты, увиденные Микояном «там», стали считаться придуманными именно в СССР. Самое вкусное и полезное советское мороженое
Американское разнообразие поразило Микояна, и он во что бы то ни стало решил поставить производство мороженого в СССР на поток. Ознакомившись с американской технологией, нарком уяснил, что тем самым этот десертный продукт можно сделать общедоступным. Так появились сливочный и молочный пломбир, крем-брюле, эскимо, ванильное и фруктовое мороженое. Граждане нашей страны могли им полакомиться уже в далеком 1937 году. Надо сказать, что стандарты технологии строго соблюдались, и именно поэтому мороженое так полюбилось. В его состав входили только натуральные продукты и исключались всяческие консерванты. В сталинскую эпоху соблюдение стандартов жестко контролировалось, но после развенчания культа личности и смены череды генсеков технология производства стала постепенно упрощаться. Впоследствии ГОСТы превратились в технические условия, и то самое натуральное мороженое стало вовсе ненатуральным, а только приближенно напоминающим тот самый вкус. Химические добавки и «ешки» сделали из мороженого идентичный натуральному продукт, которым мы лакомимся сейчас.
Майонез «Провансаль»
Сталинская «Книга о вкусной и здоровой пище» ставила цель выработать «у населения привычку и вкус к полуфабрикатам, к сухим завтракам, концентратам, консервам, ко всему богатому и разнообразному ассортименту готовых и полуготовых фабричных пищевых продуктов», поэтому особенно акцентировала внимание читателя на сложности приготовления некоторых блюд. Например, это касается майонеза. Дабы раскупали готовый продукт в магазинах, в заметках на полях говорилось, что сделать качественный и хороший майонез в домашних условиях очень сложно. Любые изменения в технологии приготовления грозят вкусовыми погрешностями.
Американский майонез «Провансаль» прочно прописался на нашей земле. Более полувека сохранялась технология его производства и популярность у населения. Майонез использовали как соус, им заправляли всевозможные салаты и он был одним из символов советских застолий. Сегодня какой только «Провансаль» не продается! Но он так далек от того, настоящего майонеза, аппетитного и вкусного соуса.
Шампанское – признак материального благополучия
«Советское шампанское» стало производиться в 1936-м по американской технологии, и на следующий год вошло в десятку самых раскупаемых. Ассортимент его поражал многообразием: сладкое, полусладкое, полусухое и цимлянское. Ни один праздник не обходился без этого напитка. Он стал своеобразным символом советской культуры и эпохи. Сегодня оно называется «Российское», и настоящее шампанское, которое соответствовало тому вкусу, найти довольно-таки проблематично.
Хлеб – всему голова!
Такой плакат можно было увидеть во всех столовых и пунктах общепита. Сделать производство хлеба более технологичным – это тоже американская идея. До 1936 года большинство населения СССР выпекало этот насущный продукт самостоятельно. Поэтому фабричный выпуск и более широкая
доступность были своего рода прорывом пищепрома. В упомянутой «Книге о вкусной и здоровой пище» говорилось о богатом разнообразии хлебобулочных изделий. Советский гражданин мог купить ржаной, пшеничный, улучшенный, формовой и подовый, бородинский, рижский и минский хлеб, любую сдобу, диетические булочки и хлебцы, штучные изделия (сушки, баранки, бублики, сухари). Производство хлеба запустило и развитие кондитерского направления: печенье, бисквиты, коржики стали доступны любому
человеку.
Сегодня производство хлебобулочных изделий претерпело изменения в рецептуре, и наш российский хлеб мало похож на тот ржаной аналог советского времени.
Ода полуфабрикатам
Из турне по США Микоян приехал, полный впечатлений. Особенно его поразило то, что на улицах в специализированных киосках «Макдоналдс» продаются «хамбургеры» – котлеты, которые прямо на глазах у покупателей поджариваются с двух сторон и подаются вместе с булочкой. По мнению наркома, это было так удобно для делового и занятого человека, что им овладела идея наладить и в СССР поточное производство гамбургеров. 2 миллиона в день – поистине грандиозный размах! Так в 1937 году начался выпуск советских гамбургеров.
Но на американские напитки денег не нашлось. Кстати, из Америки же и привезенный опыт реализовался в производстве консервов. В той же «кулинарной библии» читатель найдет информацию, каким образом великолепно сохраняются овощи, фрукты и другие полезные продукты и
где их можно приобрести.
Сегодня производство полуфабрикатов и консервов чрезвычайно популярно.
Свежие комментарии