На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • ШКИПЕР
    В своё время так же погиб Пётр Машеров, глава Белорусской ССР , которому пророчили кресло Генсекретаря КПСС.Смерть Михаила Ев...
  • Александр Сысоев
    Внимательно прочитал его книгу "История России". В ней есть интересные детали, но в целом удивляет примитивизмом пони...Керенский: послед...
  • Мишка Анисимов
    Такая же гнида, только менее удачливая.Керенский: послед...

Кто придумывал странные рисунки на советских коврах и что они значат на самом деле?

Кто из нас в детстве не засыпал, глядя осоловевшими глазами в ковер на стене, на котором были странные узоры? И в этих узорах всегда можно было разглядеть целые картины: животных, людей, лица.

Наверное, в каждом советском доме был такой ковер, и каждый советский ребенок изучал его орнамент. Мне всегда было интересно, кто придумывал эти рисунки, что они на самом деле означают?

Давайте разберемся.

Когда я искала информацию о производстве ковров, то наткнулась на каталог, по которому в СССР можно было заказать настоящий ковер в одной из республик, и даже из заграницы!

Каталог этот выпущен Внешпосылторгом. Заказывать у этой организации можно было товары за чеки, которыми платили специалистам, работавшие за рубежом. Так вот, в этом каталоге довольно большая подборка орнаментов с названием, и указанием страны-производителя, конечно же.

Например, из Азербайджана можно было заказать ковры «Казах», «Карабах» и даже почему-то «Кубу».

Из заграничных можно было выбрать себе болгарский ковер или даже ковер из ГДР.

Ковер из Азербайджана.

Можно было купить ковер ручной работы или машинный. Понятное дело, что выбирать могли далеко не все, единицы. Обычные люди доступа к такому каталогу не имели, и где-то как-то купить хоть какой-то ковер было уже большой удачей. Поэтому они и сами часто не знали, из чего он, и что на нем изображено. А между тем, в каталоге было небольшое описание! Которое проливает свет на происхождение рисунков и их значение.

Армянский ковер.

Так, например, в описании к армянским коврам говорится, что «модели» «Ереван» и «Иджеван» появились после изучения традиционных армянских миниатюр.

И главный мотив этих ковров — цветок лотоса, а уже на его стилизованных лепестках изображали стилизованных же животных, бутоны и стебли.

А вот туркменские ковры украшали ромбами, которые называются «гель». То есть, все эти рисунки были традиционными. Их придумывали вовсе не советские люди (ну или советские люди брали за основу старинный орнамент и немного перерабатывали).

Причем, классические национальные узоры брали и для ковров ручной работы, и для машинных. Так что, даже, если у вас дома был очень дешевый синтетический ковер, рисунки на нем все равно были «с посланием».

Я нашла еще несколько значений рисунков, которые могли использоваться в советских коврах.

Например, очень часто в центре находился «медальон», и он символизировал солнце. Интересно, что это изначально был иранский мотив, который в СССР тоже взяли на вооружение.

Ковер из ГДР.

А еще на коврах могли встречаться бесконечные линии, которые завивались в разные стороны, они называются эслим, и это персидский мотив. Интересно, что геометрические узоры тоже могли обозначать стилизованных животных или растения.

В общем, если вам мерещились в детстве в завитушках на ковре у кровати собаки на лошадях, люди, несущие деревья или танцующие коты, может быть, вам не мерещилось.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх